Автомобили премиального сегмента все чаще попадают в поле зрения угонщиков. «Элитные» автокрады не довольствуются детищами отечественного автопрома, которые без труда можно продать по запчастям. Такие похитители специализируются на так называемых угонах под заказ. Их жертвами становятся дорогие «свежие» внедорожники, чья стоимость начинается от двух миллионов рублей.
Автомобили премиальных брендов все чаще попадают в поле зрения «элитных» угонщиков. Дорогие иномарки с перебитыми номерами и поддельными документами сотрудники ДПС УГИБДД ГУВД по Ростовской области задерживают на постах с поразительной регулярностью. Как правило, автомобили направляются из столичного региона в республики Северного Кавказа. За примером далеко ходить не нужно: 8 мая на посту Алексеево-Лозовский для проверки документов остановили Lexus 250 с транзитными номерами. За рулем сидел житель Ставропольского края.
«Предъявленные документы на автомобиль у сотрудников ГИБДД вызвали сомнение в подлинности. После проведения экспертизы было установлено, что документы на автомобиль поддельные. А номер кузова подвергался изменению механическим способом. Автомобиль значится в розыске с 13 января этого года за Москвой», – рассказал инспектор по пропаганде ОБДПС ГИБДД ГУВД по РО Алексей Семенов. Он добавил, что автомобиль разыскивается в рамках возбужденного уголовного дела по статье 158 УК РФ «Кража». Автомобиль и водитель доставлены в ОВД по Чертковскому району.
Впрочем, спокойно спать не приходится и ростовчанам. И не то чтобы спать. В марте в Ростове-на-Дону средь бела дня с парковки ТРЦ «Горизонт» пропал серебристый Lexus RX350 2010 года выпуска с «красивым» госномером К 333 ВО/161. В этот же день ростовчанин лишился белого Toyota Land Cruiser также 2010 года «рождения».
Попытаемся разобраться, как преступникам удается обмануть современные противоугонные системы, и почему такие автомобили практически не возвращаются к своим законным владельцам.
Как это было?
Если перефразировать классика, можно сказать: все несчастливые автомобилисты несчастливы по-своему. Однако в случае с угонами автотранспорта истории потерпевших в большинстве своем схожи.
«Мою машину угнали ночью. Утром я не обнаружил автомобиля и вызвал полицию. Приехало много инспекторов ГИБДД, начали расспрашивать, не следил ли кто за мной накануне. Потом предложили мне пройти проверку на детекторе лжи, чтобы удостовериться, не спрятал ли я машину сам (автомобиль был куплен в кредит), – вспоминает бывший владелец еще одного Lexus RX 350 Антон Д. – В итоге автомобиль мой так и не нашли, да, мне кажется, особо и не искали. Потом начались проблемы со страховой. Страховщики потребовали предъявить справки по форме, о существовании которых в полиции даже не подозревали. В общем, после долгого и изнурительного хождения от полиции до страховой компенсацию мне все же выплатили. А про свою машину я больше ничего не слышал».
«У нас угнали машину ночью с охраняемой стоянки. Как потом рассказали немногочисленные очевидцы, мужчина в темной одежде зашел на территорию стоянки, поздоровался со сторожем, завел машину и уехал в неизвестном направлении, – делится своим несчастьем бывшая хозяйка двухгодовалой Toyota RAV 4 Наталья К. – Потом этот сторож уверял, что никого не видел. Машину так и не нашли. Из разных источников выяснили, что автомобиль находится на территории России, однако до сих пор наше дело пылится у следователя».
Конечно, мы не вправе обвинять сотрудников полиции в бездействии: иногда угнанные внедорожники все же возвращаются к законным хозяевам к превеликой радости последних. Однако случаи эти, скорее, единичные, и в большинстве своем владельцам угнанных автомобилей остаются только воспоминания о любимой машине.
Как обманывают автосигнализации?
Логично полагать, что за сохранность дорогого внедорожника отвечает не только центральный замок. И сейчас компании предлагают огромный ассортимент автосигнализаций.
В то же время наряду с разработками новых противоугонных систем появляются все новые способы и оборудование для их взлома.
Говоря об угонах на заказ, обычно подразумевают так называемые интеллектуальные взломы: вряд ли преступник полезет в Toyota Land Cruiser, вооружившись отверткой и кувалдой. Хотя здесь же имеют место и мошеннические приемы, такие как изготовление дубликата ключей или использование нелегально запрограммированного брелока.
Для более подробных разъяснений мы обратились в крупную компанию, которая занимается продажей сигнализаций. Конечно, нам не рассказали всю «кухню», однако поведали много интересных фактов.
Итак, принцип устройства большинства автосигнализаций сводится к трем функциям: открывание/закрывание автомобиля, передача информации о состоянии автомобиля (двусторонняя связь) и автоматический запуск двигателя. Причем, в первых двух случаях автомобиль чисто технически защищен лучше, ведь при установке автозапуска нужно оставлять в автомобиле ключ с чипом иммобилайзера в том или ином виде. А он-то и является истинным подарком для угонщика! Однако это не самое страшное...
Как пояснил специалист, главное уязвимое место практически каждой автосигнализации – это канал передачи данных. Большинство автомобилистов не задумывается об этом механизме, когда ежедневно нажимают на кнопку брелока. А ведь при этих нехитрых манипуляциях брелок отправляет радиосигнал, что и является ахиллесовой пятой автосигнализаций.
В ходе беседы также выяснилось, что сейчас в свободном доступе через интернет-магазины можно приобрести специальные устройства – грабберы, которые позволяют перехватить и «взломать» (расшифровать) радиосигнал. Вся проблема в том, что радиосигнал не имеет направления распространения, чем и пользуются злоумышленники. Перехватив и расшифровав код, угонщики могут делать с автомобилем все то, что и законные владельцы.
Такие устройства сейчас стоят от 70 долларов, изготавливаются в больших количествах, а потому доступны большинству злоумышленников. Конечно, есть и экземпляры, стоимость которых доходит и до 40 000 долларов, однако, по словам автотехника, даже самым простейшим граббером можно расшифровать код у 70% автомобильных сигнализаций.
Главная задача угонщика – бесшумно вскрыть автомобиль, что и осуществляется при помощи грабберов. И если угон происходит ночью, а так в основном и бывает, у злоумышленника есть куча времени на то, чтобы обезвредить все охранные устройства.
Получается, что многие автомобилисты считают сигнализацию противоугонным устройством, а на самом же деле это просто средство повышения комфорта и информирования автовладельца о каких-либо проблемах с его машиной. На самом деле не стоит возлагать на сигнализацию охранные функции: ее главная задача – двухсторонняя связь с автомобилем, не более.
Конечно, сигнализацию можно дополнить иммобилайзером с ключом-меткой, что существенно снизит риск угона. И тем не менее это не панацея. Как рассказал специалист по автосигнализациям, рядом с вами в очереди в магазин может стоять человек со специальным оборудованием, которое способно создать магнитное поле и считать частоту с ключа-метки или пластиковой карточки, а потом без труда воспроизвести ее.
Как подчеркнул наш собеседник, автомобилисты часто из-за собственной беспечности подвергают риску свое имущество. К примеру, кто из автовладельцев хоть раз внимательно читал инструкцию к своей сигнализации?
Здесь стоит вспомнить случай, когда в 2003 году в Екатеринбурге задержали автоугонщиков, которые в своем деле пользовались простой функцией автосигнализации – аварийным снятием с охраны. Осуществляется она путем введения секретного кода. А кто-нибудь менял заводской код? Просто каждый думает, что с ним этого не случится, и армия «потерпевших» растет с каждым днем.
Я по спутнику слежу
Спутниковые системы охраны автомобиля в настоящее время пользуются большой популярностью. Даже инспекторы ГИБДД соглашаются с тем, что эти системы довольно функциональны и способны отследить траекторию движения похищенного автомобиля. А благодаря функции блокировки работы двигателя зачастую удается обнаружить хотя бы автомобиль.
Продавцы спутниковых навигационных систем подтверждают, что автомобили, оборудованные данной системой, больше защищены от действий угонщиков. Хотя они же оговариваются, что стопроцентной гарантии сохранности машины не даст ни одна система защиты.
Дело в том, что сейчас уже придумали так называемые глушители сигнала GSM, просто они стоят, как хороший автомобиль, потому и используются только профессиональными угонщиками. Как отмечают специалисты, самыми угоняемыми автомобилями со спутниковой системой охраны считаются Lexus и Toyota Land Cruiser.
Другой вариант угона автомобилей, снабженных таким оборудованием, это транспортировка машины в специальном фургоне, поглощающим любые сигналы. Тогда диспетчер сможет определить только то место, где пропал сигнал. Однако приобретение такого фургона – дело весьма дорогостоящее, такую роскошь могут себе позволить далеко не все крупные банды автоугонщиков.
Получается, что спутниковые противоугонные системы все же оправдывают затраты на их приобретение и установку, именно они входят в стандартную комплектацию некоторых выпускаемых сегодня автомобилей.
Спасает ли каско?
Большинство автомобилистов при покупке новой машины прибегают к услугам страховых компаний, полагаясь на возмещение возможных убытков по полису каско.
Однако и здесь не обошлось без подводных камней. Известно, что в страховку каско входят такие риски, как ущерб и хищение. Данная классификация страховых случаев продиктована действующим законодательством. И эти разграничения принимают наиболее отчетливые очертания, когда дело доходит до страховых выплат. Хотя угон, по сути, это и есть нанесение ущерба владельцу транспортного средства.
Дело в том, что при наступлении данного нерадостного события, следователь может возбудить уголовное дело не по ст. 158 УК РФ («Кража»), а по признакам состава преступления по ст. 166 УК РФ («Угон»).
В соответствии с российскими законами, кражей называют тайное хищение чужого имущества, а угоном – неправомерное завладение автомобилем без цели хищения. Эти формальности и играют ведущую роль при возмещении страхового случая.
Некоторые страховщики могут предложить застраховать автомобиль только от риска хищения. При этом главным условием страхования, как правило, является требование оснастить автомобиль спутниковой поисковой системой. В итоге суммарные расходы на такой вид страхования для автомобилиста могут сравниться с затратами на полный пакет каско (хищение и ущерб).
Чем же различаются юридические термины «хищение» и «угон»? Все просто: если в ходе оперативных мероприятий автомобиль найти удалось, он считается угнанным. Если же по истечении 7-10 дней автомобиль не обнаруживают, тогда возбуждается уголовное дело по факту хищения автомобиля, и автомобиль переходит в разряд похищенных.
Соответственно, при страховании «от угона» страховщик должен начать процедуру выплаты сразу же после предоставления автовладельцем справки из полиции. А страховая компания, заключившая договор от риска «хищение», выплатит компенсацию только после возбуждения уголовного дела.
Если же при нападении злодеи угрожают расправой, требуя отдать ключи, юристы советуют подчиниться. После чего автомобилисту следует незамедлительно явиться в полицию и страховую компанию. Подавляющее большинство страховых компаний считает данную ситуацию страховым случаем.
«Вообще у всех страховщиков условия выплаты по риску «Хищение» индивидуальные. Например, наша компания не возмещает ущерб, вызванный кражей застрахованного ТС вместе с оставленным в нем свидетельством о регистрации данного транспорта или паспортом ТС и/или ключами, – объясняет директор филиала страховой компании Ирина Кубаевская. – Понятно, что если застрахован только риск «Ущерб», нет выплаты по риску «Хищение». По риску «Хищение» выплата страхового возмещения производится в течение 30 дней со дня предоставления Страховщику всех документов. Если же автомобиль разыскивают, выплата производится, исходя из оценки нанесенного ущерба с учетом условий договора. За 2010 год в филиал нашей компании было подано 12 заявлений об угоне. На сегодня по этим рискам выплачено более пяти миллионов рублей. Отказов по выплатам не было».
Кроме того, опытные юристы советуют автовладельцам страховать и дополнительное оборудование, которое устанавливается в машину. Сюда может входить все, что дорого автомобилисту: от сабвуфера и сигнализации до ковриков. В противном случае после доказательства факта кражи транспортного средства страховая выплата будет только за угнанный автомобиль.
А полиция ищет, ищет...
Конечно же, каждый автомобилист знает, что при необнаружении своего автомобиля в оставленном ранее месте, нужно как можно скорее обратиться в полицию. Однако на деле первыми об этом инциденте узнают друзья и знакомые потерпевшего, а не компетентные органы УВД.
Такое можно объяснить психологическими особенностями поведения человека в стрессовой ситуации. Хотя, если говорить честно, наш человек не доверял милиции, не доверяет и полиции. Потому и зачастую полагается на помощь лиц, далеких от представителей законной власти.
Тем не менее блюстители порядка уверяют, что в деле розыска угнанных транспортных средств ведется активная работа. Просто многие аспекты этой деятельности в силу своей секретности скрыты от глаз рядовых граждан, в том числе и от владельцев угнанных транспортных средств.
«Потерпевшим автовладельцам не раскрывают определенные факты, потому что они носят оперативный характер, поэтому им и кажется, что никто не работает. Хотя работа в этом плане проводится колоссальная. И будь то разбитая «копейка» или «шестисотый «Мерседес», план «Перехват» может быть введен для автомобиля любой ценовой категории, – признается представитель ГИБДД. – Хотя и говорят, что сотрудники полиции черствые и по роду своей деятельности спокойно относятся ко всему случившемуся, я воспринимаю каждый факт угона как личную трагедию. Кроме того, и это мое личное мнение, те меры наказания, которые сейчас применяются к угонщикам, следовало бы ужесточить».
Новоиспеченные полицейские сетуют на несовершенство законодательной системы, на ошибки, которые могут допустить некоторые сотрудники при обнаружении и задержании преступников и на совершенствование мастерства последних. В то же время представители власти советуют самим автомобилистам быть внимательнее и сохранять бдительность, даже оставляя автомобиль на пару минут у дверей магазинов и офисных центров.
Некоторые автомобилисты практикуют самостоятельные поиски своей машины и расклеивают объявления о пропаже по периметру своего района. Этот метод тоже работает в ряде случаев, хотя он, скорее, ориентирован на местных бандитов, и в случае с люксовыми иномарками вряд ли поможет.
Как узаконить кражу?
Этот животрепещущий вопрос заставляет понервничать представителей милиции и остается загадкой для многих автовладельцев, лишившихся своего транспорта.
Как на краденую машину преступники получают документы, после чего новый хозяин автомобиля спокойно ездит по улицам и даже может не подозревать о темном прошлом своего «железного коня»?
Разобраться в криминальных схемах нам помог представитель Межрегиональной общественной организации автомобилистов Алексей Бруй.
Итак, автомобиль не может взяться из ниоткуда, поэтому преступники выбирают несколько наиболее распространенных вариантов криминальной легализации машины.
Во-первых, номерные агрегаты угнанного автомобиля меняют на номера уже существующей и находящейся на данной территории машины. Другими словами, создают так называемый клон автомобиля. Однако этот вариант наименее популярен, так как подделка может обнаружиться при пробивании номеров через базу ГИБДД.
Второй способ – когда преступники перебивают номера и подделывают документы о ввозе. Получается, автомобиль только что завезен на территорию и растаможен. Но через какое-то время факт, что таможня не оплачена, обязательно всплывет. То есть при постановке автомобиля на учет или его снятии с учета выясняется факт неоплаты таможни, документы на машину изымаются, и полюбоваться на свой автомобиль владелец может только в стенах собственного гаража. Официализировать автомобиль можно, если оплатить таможенную пошлину, но уже в соответствии с новыми тарифами.
От такого способа мошенничества не застрахован ни один автомобилист, приобретающий машину через малознакомых лиц. Дело в том, что единой базы у инспекторов ГИБДД и таможенников просто нет. И проверить, оплачена ли таможня, просто невозможно.
Конечно, оба эти способа по мере своего осуществления обрастают новыми схемами криминального получения документов, но основную их структуру мы все же описали.
Третий способ – перебить номера нового автомобиля под настоящие документы машины, которой уже нет. Например, автомобиль, который в результате ДТП не подлежит восстановлению, но документы на него сохранились. Получается так называемый конструктор. Причем, такой автомобиль может пройти экзамен при «пробивании» номеров по базе ГИБДД, а хозяин этой машины может так и не узнать ее криминальное прошлое.
Вспомним еще один способ, имеющий место быть, но о котором не принято говорить вслух. Это реализация криминальных схем через нечистых на руку сотрудников милиции и таможни. Не секрет, что в крупных преступных группировках порой фигурируют представители УВД, которые за определенную денежную компенсацию готовы помочь в легализации краденого автотранспорта.
Несмотря на все вышеизложенное, рядовому автомобилисту все же не стоит вникать в структуры преступных махинаций. Главная задача автовладельца – уберечь свою машину от кражи или угона.
А есть ли выход?
Как выяснилось, автомобилисты, по правде говоря, оказываются совершенно незащищенными от действий угонщиков.
Какие же средства реально способны сохранить автомобиль? И сколько все это стоит? Наши эксперты поделились своими советами. Продавец автосигнализаций поведал, что существует буквально несколько типов охранных автомобильных систем, код которых невозможно расшифровать и воспроизвести. Оговоримся: пока невозможно. Злодеи не дремлют, и через какое-то время такие системы также станут уязвимыми.
Былую актуальность уже утратили блокировки КПП и замков зажигания, так как оборудование для их взлома продается буквально на каждом шагу. Блокировка педалей – тоже не метод, это может быть и защитит от «пионеров» автоугона, однако абсолютно бессильно против так называемых профи.
Неплохим методом, по мнению специалиста, может стать наличие потайной кнопки, однако и здесь существуют свои нюансы. Во-первых, секрет этой кнопки должен быть известен водителю автомобиля и только. И, во-вторых, такое устройство способно заблокировать какую-нибудь одну цепь, но не сможет защитить автомобиль от вскрытия.
Продавец автосигнализаций все же поведал, что в ближайшее время на рынке появится революционно новое устройство для защиты автомобиля. По словам специалиста, его принцип основан на передаче узконаправленных зашифрованных сигналов ограниченного радиуса действия. Дальность передачи не превышает одного метра, и сигнал очень хорошо закодирован. Поэтому у злоумышленников не будет шансов угнать автомобиль без его повреждения и дополнительного шума.
В ГИБДД считают, что автомобилю необходим комплекс охранных устройств: как механических, так и электронных. Тогда преступнику потребуется больше времени на поиск и обезвреживание всех механизмов защиты, что способно снизить его шансы на успех. Инспекторы также советуют оставлять автомобили на охраняемых стоянках и обязательно заключать с владельцем стоянки договор о юридической ответственности.
В итоге все участники нашей дискуссии сошлись во мнении, что главная защита автомобиля от угона – это бдительность его владельца. И если в работе автосигнализации вдруг появились какие-то помехи, не стоит это списывать на магнитные бури. В такой ситуации нужно четко понять, что сигнализацию машины пытаются «приглушить», и принять необходимые меры.
Фото: Фотографии с сайтов Profinews.com, Report.kg, Cadillacdrive.ru, Futodaily.ru, Rybinskcity.ru, Zp-avto.ru