Впервые в истории военных судов России дело о терроризме будет рассматривать Северо-Кавказской окружной военный суд (СКОВС). Первое такое дело вместе с подсудимыми практически уже в пути на Ростов-на-Дону. Это так называемое дело Битохова и его подельников – всего восемь человек.
Верховный Суд Кабардино-Балкарии впервые воспользовался изменением в Уголовно-Процессуальном Кодексе РФ, где говорится, что если существует реальная угроза личной безопасности участников судебного разбирательства, их родственников или близких лиц, по решению Верховного Суда Российской Федерации, для рассмотрения в окружной военный суд по месту совершения преступления могут быть переданы уголовные дела о преступлениях террористической направленности. По этому поводу в здании СКОВС собрались все высокопоставленные силовики Дона и не менее высокие гости из Москвы. Ведь «на кону» – безопасность ростовчан и гостей Южной столицы.
«21 февраля этого года дело Битохова почтой направлено из Верховного суда Кабардино-Балкарской Республики (г. Нальчик) в Верховный Суд Российской Федерации. Дело будет рассматриваться в Северо-Кавказском окружном военном суде (г. Ростов-на-Дону), все обвиняемые подлежат этапированию в Ростов, – поясняет собравшимся Председатель Северо-Кавказского окружного военного суда Михаил Птицын. – Это первое, но не последнее дело – аналогичные дела также придут к нам на рассмотрение из КБР, Ингушетии. И это пока восемь подсудимых, в деле о нападении на Нальчик – 56 подсудимых. Поэтому уже сегодня мы должны проработать четкий план взаимодействия всех структур – от этапирования до укрепления здания суда».
Заместитель Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации – начальник Главного управления обеспечения деятельности военных судов Алексей Слотюк коротко резюмировал: «Жизнь поменяется. Северо-Кавказские республики передадут дела в наш военный суд (СКОВС. – Прим. автора). Прибавится работы и военным прокуратурам. Не забывайте и о том, что журналисты к вам зачастят. Летом придет дело из Нальчика. Время есть, но уже сегодня надо думать то ли о переносе здания суда, то ли о строительстве нового здания. Вот мы сидим в этом зале, и, как я понимаю, это самый большой зал в этом суде. А ведь еще надо подумать об укреплении, об усилении конвоирования, службы приставов. Нужно понять и переосмыслить модель поведения судей, которые могут подвергнуться опасности». К слову, только вещдоки по делу Битохова занимают три комнаты в суде Нальчика. А еще охрана 69 томов уголовного дела... Впрочем, судебные приставы с этой задачей готовы справиться. Что касается этапирования подсудимых, то сотрудники ГУФСИН готовы предоставить свой поезд и еще усилить его охрану. А вот заранее «забронировать» уже сегодня места в Ростовском СИЗО вряд ли удастся.
«Нам надо хотя бы за месяц знать, сколько человек будут этапированы в Ростов», – говорит начальник управления охраны инженерно-технического обеспечения связи и вооружения ГУФСИН России по Ростовской области Евгений Алешкин. Полковник Алешкин также напомнил собравшимся, что с 1 января 2012 года конвоирование полностью перейдет в ведение ФСИН. Это несколько облегчает задачу ростовским конвоирам – сегодня они подчиняются МВД, а в донском ГУВД, как и по всей стране, грядет штатное сокращение, в том числе и службы конвоирования.
«С учетом сокращения эта новость вызывает некоторую озабоченность, – задумчиво произносит замначальника МОБ ГУВД Сергей Прилепский, – только по Ростову мы конвоируем подсудимых в восемь районных судов».
А судебные приставы обязаны охранять судей и других сотрудников только на территории самого суда, то есть обеспечивать порядок исключительно в здании суда. В здании суда они имеют право применить оружие, за пределами здания – это уже беззаконие.
Заместитель начальника Управления организации обеспечения исполнительных действий и установленного порядка деятельности судов Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации Николай Жаринов между тем призвал провести непосредственно в здании суда … учения. И самое важное – организация оперативного штаба из всех силовых структур региона.
«Когда мы начинали процесс в Нальчике, я тогда сказал, что надо укрепить здание суда и усилить его оборону. Все было сделано – даже на крыше суда установили два «гнезда» для пулеметов. Процесс сопровождали снайперы. То же самое сегодня надо сделать и в Ростове», – заявил Николай Жаринов. Все присутствующие согласились, что «ремонт» СКОВС необходим: бронированные окна, укрепленные стены и прочие секреты безопасности.
Начальник УФСБ России по Ростовской области Павел Солодков сказал, что «план надо будет существенно переработать», и заручился поддержкой МВД И ФСБ тех регионов, откуда к нам «придут» новые подопечные.
Не забыли и о свидетелях – их ведь тоже и разместить, и охранять в Ростове придется. Так, по делу восьмерых террористов из Нальчика проходят около 20 свидетелей, которых необходимо допросить в суде. Плюс пять потерпевших. Между тем нужно избежать и посторонних «мутных» лиц, которые уже откуда-то прознали, что дело из Нальчика переходит в Ростов.
«Буквально на днях к нам в суд пришел мужчина и попросил: «Устройте меня к вам на работу. Мне все равно кем – хоть секретарем, но мне очень надо. 47-летнему мужчине мы отказали», – привел довольно странный случай Председатель Северо-Кавказского окружного военного суда Михаил Птицын. На скамье подсудимых ростовским журналистам придется увидеть далеко не ангелов – на восьми подсудимых три особо тяжких статьи – убийство, разбой, бандитизм. И, возможно, некоторые из подсудимых попытаются «запудрить» мозги начинающим журналистам. Поэтому СМИ Ростова ждет жесткая аккредитация, и «в бой пойдут одни старики».