Скрыль Сергей Васильевич, родился в 1957 году в Донецкой области в семье служащих. После окончания школы в 1974 году поступил на первый курс Киевского высшего инженерного радиотехнического училища, которое окончил в 1979 году.
По распределению проходил службу в одном из научно-исследовательских институтов Министерства обороны СССР в должностях инженера, младшего научного сотрудника, начальника лаборатории. С 1990 по 1995 год – научно-педагогическая деятельность в Военном институте радиоэлектроники Министерства обороны РФ.
С 1995 года - на службе в МВД: доцент, профессор, начальник кафедры, а с 2003 по 2008 год - заместитель начальника Воронежского института МВД России по научной работе. По окончании службы – работа в Федеральной службе охраны (ФСО) России.
С ноября 2010 года – проректор по научной работе Ростовского государственного строительного университета, а с февраля 2011 – исполняющий обязанности ректора. Доктор технических наук, профессор. Академик Российской академии естественных наук.
Под его руководством защищено 5 докторских и 24 кандидатских диссертации. Специалист по проблемам управления. Член экспертного совета по управлению, вычислительной технике и информатике Высшей аттестационной комиссии (ВАК) России.
Лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования за 2009 год. Профессор (по совместительству) Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана и Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ».
Квалификация по второму высшему образованию – юрист.Ветеран боевых действий. Принимал участие в ряде спецопераций. Имеет правительственные награды, награды ФСБ, Министерства обороны, МВД, Минюста, Совета безопасности России.
Полковник милиции в отставке.
После череды потрясений – скандал с обманутыми дольщиками из числа сотрудников, смерть Максимы Сычева – в Ростовском государственном университете (РГСУ) появились первые признаки стабилизации. В феврале ушел в отставку бывший ректор вуза, и на его место был назначен новый проректор по научной работе. Как и положено в крупных вузах со славной историей, коллектив воспринял назначение «чужака» неоднозначно. Заявленный на самом высоком уровне курс на инновации на бумаге выглядит набором красивых слов; на деле дорога ко всему новому, как правило, прокладывается идеалистами сквозь тернии самого агрессивного непонимания. Куда он собрался вести крупнейший строительный вуз юга России, 161.ru спросил у исполняющего обязанности ректора РГСУ Сергея Васильевича Скрыля.
– Сергей Васильевич, Вас не смущает приставка «и.о.»?
– Абсолютно не смущает, хотя бы потому, что есть определенные формальные требования: министр образования РФ вначале должен назначить исполняющего обязанности ректора вуза, чтобы потом были основания провести законную и полностью демократическую процедуру избрания нового ректора.
– Это означает, что Вы будете бороться за кресло ректора?
– Да.
– Ректор одного из крупнейших вузов области – весьма ответственная должность. Ваша кандидатура была согласована с областными властями?
– Насколько мне известно – да, все действия были согласованы. К сожалению, лично мне еще не приходилось встречаться губернатором, но, я думаю, все еще впереди.
– А как Вы попали в РГСУ?
– Меня пригласил ректор вуза под те инновационные программы, которые вузу предстоит реализовывать в рамках новой образовательной модели и в соответствии с 218-ым, 219-ым и 220-ым постановлениями правительства. В соответствии с новым законом об образовании, одни университеты страны стали федеральными, а другие должны стать национально-исследовательскими либо понизить статус до института, либо потерять самостоятельность. В нынешней редакции закона не предусмотрено ведомственных вузов – строительных, технологических и прочих. Мы будем стремиться к тому, чтобы РГСУ стал именно научно-исследовательским университетом. Наш университет вполне способен достичь этого уровня.
– Вы уже оценили потенциал РГСУ?
– Я бы сюда не пришел, если бы не видел этого потенциала. Он огромен. РГСУ давно разрабатывает технологии в сфере энергоэффективности, строительства, систем водоочистки. Но обладать этими технологиями – мало, они должны активно внедряться в производство, а авторы патентов – получать заслуженное вознаграждение. В вузе полно талантливых ученых, наша задача – дать жизнь их изобретениям. Кстати, в этом отношении весьма показателен один момент: после того, как этот курс развития вуза был мною озвучен, в РГСУ вернулись сразу несколько авторитетных преподавателей, которых просто не устраивала прежняя политика руководства университета в этом направлении.
– Как раз хотела Вас спросить, а что, на Ваш взгляд, мешало прежнему руководству – если высокий потенциал вуза очевиден – встать на эти самые инновационные рельсы?
– Я думаю, не было системы, нацеленной на реализацию всех тех задач, о которых я уже сказал раньше. И не было личности, которая бы консолидировала вокруг себя людей, готовых решать эти задачи. Непонимание между президентом и ректором. Отсутствие политической воли. Если бы она была – коллектив бы за ними пошел. Выбора-то другого нет. Надо идти этим путем. Министерство и правительство идет этим путем, зачем выбирать другую дорогу?
– Но в Ваш адрес то и дело раздаются обвинения в попытке «коммерциализировать» вуз, люди беспокоятся, что и так не дешевое образование станет еще менее доступным.
– Мы хотим, чтобы университет начал зарабатывать деньги. Не на студентах, а за счет создания малых инновационных предприятий (МИП), где будут внедряться технологии, разработанные в РГСУ. То есть зарабатывать надо за счет науки, а не за счет студентов. Повышать цену на образование не в наших интересах – вузы всей страны ощущают на себе последствия демографического спада начала 90-х, студентов не хватает. Зарабатывать деньги надо в том числе и для того, чтобы улучшать материально-техническую базу вуза и выпускать конкурентоспособных специалистов.
– Хватит ли у Вас опыта реализовать столь грандиозные планы?
– До РГСУ я исполнял обязанности заместителя руководителя по науке одного из крупнейших вузов в системе МВД. Я член совета ВАК (Высшая аттестационная комиссия Министерства образования РФ. – Прим. автора) по управлению. Экспертирую диссертации и научные работы в области управления социальными и экономическими системами. Вуз – это наиболее типовая из таких систем.
– Но в РГСУ сложилась довольно странная система управления: есть ректор, есть президент. Получается этакий дуумвират. Это не мешает вузу?
– Как управленец я считаю, что двойственное управление вузу вредит. У управления есть свои закономерности. Предполагается наличие одного лица, которое не просто руководит, но и отвечает. А вот при такой двойственной ситуации – руководят двое, а отвечать приходится кому-то одному... Это не совсем правильно.
– Мне довелось беседовать с Вашим коллегой, Владиславом Георгиевичем Захаревичем, ректором ЮФУ. Он, кстати, также в своей работе на этом посту столкнулся с похожими проблемами: непонимание коллектива, противостояние внутри, анонимные жалобы, подметные письма. Разговаривая на эту тему, он отметил: в основном протестуют те, кто привык работать по старинке – свои часы получил, отчитал, зарплату начислили – и все. А им теперь предлагают не просто «читать», а в конкурентной борьбе доказывать свои преимущества и отвечать вызовам времени, а не жить стандартами прошлого века.
– Да, я тоже столкнулся с такой проблемой, когда пришел сюда работать проректором по научной работе. Есть ученые, которым вполне достаточно описанной вами схемы. Есть те, кто хочет себя реализовать.
– А кого больше?
– К счастью, последних больше.
– «Новая метла...» и все такое. С какими иллюзиями вашим сотрудникам стоит расстаться уже сейчас?
– Я не склонен к увольнениям. И такой уж «новой метлой» себя не чувствую – в вузе уже полгода и ощущаю себя вполне «человеком изнутри». Другое дело, что я не связываю себя ни с какими движениями и течениями в университете, нахожусь как бы в стороне. Но я представитель коллектива, этой среды, и мести направо-налево – это не совсем правильная позиция. Не думаю, что именно от иллюзий надо избавляться... Скорее, надо начинать приводить себя в соответствие с требованиями, которые ставит перед нами жизнь.