– Имран Пацумович, ваше представительство создано на Дону в 2000 году. По сути, Вы работаете уже более 10 лет. Можете сравнить, когда тяжелее было: в 2000-х годах, когда только начинали работать, или сегодня?
– Представительство функционирует с октября 2000 года. Как и положено, оно аккредитовано в администрации Ростовской области. По известным всем причинам, тогда складывались очень тяжелые времена не только в Чеченской Республике, но и по всей России. Велась масштабная контртеррористическая операция. В то время к власти в республике пришли совершенно новые люди – Ахмат-Хаджи Кадыров и его команда. С начала 90-х годов связи с регионами практически были утеряны. Нужно было восстанавливать и республику, и разрушенные связи. В числе первых были созданы представительства в Москве, Санкт-Петербурге и Ростове-на-Дону. Чеченцы за пределами республики воспринимались тогда частью населения на бытовом уровне неоднозначно – многие не понимали, что именно чеченцы больше всех пострадали от действий боевиков. Мы терпеливо разъясняли людям в беседах и через СМИ, что отморозок-бандит и трудолюбивый и миролюбивый чеченский народ – это две большие разницы. Мы благодарны Ростовской области, что в самые драматические дни она протянула руку помощи. Сотни детей из Чечни, оставшихся в те годы без родителей, нашли приют, получили медицинскую помощь и возможность учиться У переселенцев с республикой тогда практически не было связи, телефонной в том числе, не было понятия «почта». Нам предстояло объяснять землякам первые и самые трудные шаги новой чеченской власти. Республика поднималась из руин. Субъекты России не остались в стороне. Каждая республика, область, край помогали, чем могли. Ростовская область как ближайший сосед очень помогла нам в восстановлении мирной жизни – это и помощь семенами перед севом. Помню, тогда под гарантийное письмо в течение недели в районы Чечни было отгружено 12 тысяч тонн семенного материала из Ростовской области. Это и прием на обучение студентов в ростовские вузы. Ростовским медикам огромная благодарность! В больницах области восстановили здоровье и продолжают лечиться тысячи жителей республики. Работы у представительства было невпроворот, да и сейчас объем работы только увеличивается. Предприятия Чечни сегодня – активные участники международных выставок и бизнес-форумов, проводимых в Ростове-на-Дону. Люди, в том числе и жившие раньше в Чечне, идут к нам за помощью: поднимаем архивы, добываем справки и решаем самые разнообразные жизненные вопросы.
– Сколько чеченцев проживает на Дону?
– По нашим данным, от 15 до 20 тысяч человек. В основном восточные районы области.
– А чем эти люди занимаются у нас?
– В основном сельским хозяйством – выращивают хлеб, занимаются животноводством. Немало представителей чеченской национальности работает в здравоохранении, науке, силовых структурах, в образовательных учреждениях. Больших успехов добиваются на мировом уровне и спортсмены-чеченцы. Они высоко подняли планку российского спорта, выступая в составе сборной России. Еще в 1958 году, когда чеченцам разрешили покинуть Сибирь, Казахстан и вернуться в республику, многие не доехали до Чечено-Ингушетии. Работящие и непьющие мужчины после войны были нарасхват. Часть семей возвращенцев по приглашению властей Дона остались здесь, в Восточных районах области. Здесь родились их дети и внуки. Сегодня Глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров приглашает желающих чеченцев обратно в республику. Желающие есть, и мы им помогаем вернуться к родным очагам предков. Вот, кстати, сейчас аналогичным вопросом в отношении одной пожилой чеченки мы занимаемся. Она давно живет в Ростовской области, и так вышло, что все родственники уже умерли. Женщина обратилась к нам, хочет остаток жизни провести на исторической родине. Мы выяснили, откуда она родом – из Гудермесского района. Вышли на администрацию района, и вот такой ответ получили: «пусть приезжает, для начала в Гудермесе ей будет предоставлено жилье в благоустроенном общежитии».
– Я знаю, что экс-губернатор Владимир Чуб крепко дружил с Ахматом-Хаджи Кадыровым. А как сегодня складываются отношения у двух регионов?
– Дружба сохранилась, так сказать, передалась по вертикали. Помогают и советом, и делом. Вот, к примеру, в Чеченской Республике не так давно было создано Агентство инвестиционного развития. Новое для республики направление. Есть привлекательные инвестиционные проекты. Куда с ними идти? Как построить эту важнейшую работу? Коллеги из Ростовской области с удовольствием поделились своим опытом. Уже несколько раз чеченские специалисты приезжали в Ростов. Люди реально помогают и совершенно бесплатно – делятся наработками, методиками. Владимир Федорович Чуб неустанно повторял: «Какая бы власть ни была в этой республике, мы в любом случае будем помогать своим историческим соседям. Мы не власти помогаем – мы помогаем чеченскому народу».
Как не сказать о том, что именно по инициативе Владимира Чуба было увековечено имя первого Президента Чеченской Республики. Крупнейшему сухогрузу Донречфлота было присвоено имя Ахмата Кадырова.
– Как приживаются чеченцы у нас? Традиции чеченского народа имеют глубокие корни, но они отличаются от культуры и традиций донских казаков.
– Основа демократии в том, чтобы у человека было право выбора. Любой гражданин России вправе выбирать себе место жительства. Калининград или Курилы – это его право. Другое дело, приезжая на новые места, любой воспитанный человек просто обязан уважать традиции и обычаи той местности, которую он выбрал новым местом своего жительства. При этом он должен сохранить традиции и обычаи своего народа.
– Как Вы прокомментируете недавний конфликт в Зимовниках?
– Два каких-то подростка что-то не поделили, подрались А взрослые, вместо того чтобы сесть и по-взрослому разобраться, почему их дети ссорятся, устроили митинг с репродукторами и усилителями. То есть не успокоили людей, а наоборот – взбудоражили. И пошел снежный ком. Нам пришлось активно вмешаться в эту ситуацию. Чеченцы ведь собирались устраивать ответный митинг, уже подали заявку. На сходе договорились, что впредь все аналогичные вопросы и проблемы будут решаться местной властью, совместно с Представительством.
– Со студентами тоже работу ведете?
– Конечно. «Целевиков», то есть студентов, которые поступают в вузы по квоте, от республики больше 120 человек. Республика остро нуждается в инженерах, агрономах, врачах. Учатся ребята по-разному. Есть отличники, есть «хорошисты», есть и слабенькие, а есть и откровенные «сачки». Вот от таких горе-студентов мы избавляемся. Нечего республику позорить. Пусть едут домой и берут в руки лопату. Может быть, тогда, наконец, поймут, какой шанс потеряли.
– А вот если студент из Чечни встрял, мягко говоря, в неприятную историю. Помогаете ли ему?
– Не помогаем – для меня это неприемлемо! Мы разбираемся в каждом случае локально. Если он совершил проступок – пусть отвечает по закону. Если хорошо учится – мы пишем родителям благодарные письма. А если он плохо учится или плохо себя ведет, говорим: за твою учебу республика деньги платит. О недостойном поведении студента мы сообщаем его родственникам. По нашим чеченским традициям это означает – пятно на их семью. Прогульщики и двоечники больше всего на свете боятся именно того, что мы сообщим об их недостойном поведении родным. Так что обычаи работают, как видите. Когда в Ростове, в декабре прошлого года были события, связанные с гибелью студента Максима Сычева, не только ведь русские митинговали – собирались митинговать выходцы с Кавказа – но ни одного чеченского студента среди них не было. Мы тогда сработали на опережение. Обходили общежития и квартиры, которые снимают студенты из Чечни, и объясняли, что это провокация. Кому-то очень хочется разыграть национальную карту и столкнуть вас лбами с вашими сверстниками других национальностей. Будьте умнее, говорили мы!
Я, если честно, иногда не сдерживаюсь и делаю студентам замечание даже по поводу внешнего вида. Мне кажется, это тоже важно – опрятность. Ведь в мечеть парень в джинсах и майке не пойдет, а университет – это тоже храм, храм науки.
– А как Вы относитесь к так называемым смешанным бракам? Ну, например, русская девушка решит выйти замуж за чеченца.
– Религия не исключает смешанных браков. Это, по сути, и есть мой ответ. Но если подойти к этому вопросу глубже, то у нас, чеченцев, есть такое понятие: адаты. Это обычаи, устои. До принятия Ислама чеченцы жили по адатам. Многие вещи идут не от Ислама – от адатов: кража невесты, которая сегодня карается законом, кровная месть.
Смешанные браки вносят в жизнь супругов некоторые проблемы, связанные с разным образом жизни. У нас считается так: если отец чеченец, то рожденный ребенок – чеченец, вне зависимости, какой национальности его мать. Опять же: языковой барьер. У нас, к примеру, нет понятия родной язык, а есть язык матери. Ребенок ведь, как правило, начинает первым общаться с матерью на том языке, на котором говорит мать. Как тут быть? Опять же: именно мать учит ребенка к мусульманским ритуалам.
Все мы смертные, и похороны – тоже проблема. Разные похоронные церемонии у мусульман и христиан. А все бытовые вопросы можно решить. Прежде, чем жениться людям разной веры и разных устоев, нужно хорошо подумать о тех проблемах, которые могут возникнуть.
– Для Вас оскорбительно звучит выражение «лицо кавказкой национальности»?
– Ухо режет. Чеченцы – такая же европейская нация, как и русские. Кстати, чеченцы – третья по численности нация Российской Федерации. Мы же не говорим: лицо калмыцкой национальности. Говорим: азиатский тип лица, потому что есть антропологическое отличие от европейского типа.
– Что бы Вы лично посоветовали и чеченцам, и русским?
– Чтобы понимали друг друга и умели слушать друг друга. И тогда многие проблемы отпадут сами собой. Нет плохих народов, есть плохие люди, но хороших людей значительно больше!