Ростовчанина, летчика гражданской авиации Константин Ярошенко, подозреваемого в попытке ввезти на территорию США крупную партию наркотиков, в тюрьме Манхэттена пытают упрекают в том, что он сидит на шее американских налогоплательщиков.
Адвокаты подозреваемого считают это давлением на своего клиента, а сам россиянин в знак протеста отказался от еды, одежды и энергоснабжения своей камеры.
Константина арестовали в Либерии 28 мая 2010 года. По версии американских спецслужб, летчик дал согласие перевезти в США крупную партию наркотиков. На эту сделку россиянина подбил сотрудник ФБР, внедренный в либерийскую наркомафию. Его показания и легли в основу обвинения Ярошенко. А также, вероятно, стали причиной того, что русского летчика вывезли в США и поместили в тюрьму Манхэттена. За перевозку особо крупной партии наркотиков в США можно получить пожизненный срок. Жена и мать Константина Ярошенко в России, в Ростове, всеми силами пытаются ему помочь, но оптимизм их тает с каждым днем.
Они и адвокат Константина Вадим Шотин настаивают – о летчик был похищен сотрудниками спецслужб США и Либерии и незаконно перевезен в штаты. Кроме того, они продемонстрировали журналистам фотографии мужа и сына, на которых видны следы избиений.
«На территории Либерии, где произошло похищение Константина, он был скован наручниками, его избивали дубинками и угрожали изнасилованием. Кроме того, как сообщил в своих официальных показаниях агент Сэм Гайе, бывший свидетелем ареста, с вечера 28 мая 2010 года по 30 мая 2010 года Константин находился в офисном помещении Агентства национальной безопасности Республики Либерия и в течение этих дней содержался в ножных кандалах. И по российскому и международному законодательству, такое содержание называется пытками», – подчеркивает Вадим Шотин.
Он возмущается: ФБР не скрывает, что в отношении россиянина была допущена провокация, в обвинении прямо говорится, что агент спецслужбы уговаривал и давил на Константина, чтобы привлечь его к перевозке наркотиков. Наличие явной провокации, по словам юриста, не может быть основанием для привлечения человека к уголовной ответственности, согласно нормам международного права. К тому же, агент в разговоре ни разу не сказал, что груз – это наркотики и не добился согласия летчика лететь в США Однако, не смотря на это, россиянин все еще остается в тюрьме.
По версии родственников, он прибыл в Либерию, чтобы починить Ан-32, принадлежащий его компании, и в США лететь не собирался. Во-первых, на это у него не было разрешения, а во-вторых даже отремонтированный Ан-32 из Африки до США бы не долетел – технические характеристики не позволяли. В Либерии он действительно искал работодателя – надо было как-то окупить затраты на ремонт и продолжать заниматься внутренними перевозками по континенту.
Его планы изменили агенты ФБР. А отечественные ведомства на помощь россиянину не спешат.
«Мы обращались во многие российские и международные структуры. Жалобы от нас отправлялись в американские прокуратуру и Минюст, однако ответа от них нет до сих пор, – говорит адвокат. – Мы неоднократно обращались в Генпрокуратуру РФ по поводу возбуждения процедуры экстрадиции Константина на родину. Генпрокуратура в свою очередь направила все наши жалобы и ходатайства в прокуратуру Ростовской области, которая переправила их на рассмотрение в прокуратуры Советского и Первомайского районов Ростова. В районных прокуратурах возбудить процесс экстрадиции отказались, так как не обнаружили в действиях Константина Ярошенко состава преступления».
Иными словами, раз на Родине его судить не за что, экстрадиции никто добиваться не будет.
В Министерство иностранных дел США для защиты интересов Константина Ярошенко был бесплатно выделен американский адвокат. Жена и мать летчика утверждают, что за время своей работы он ни разу не посетил подзащитного, а перед рассмотрением дела вообще ушел в отпуск. От его услуг было решено отказаться. Через российского консула в США Александра Отчаянова удалось найти русскоговорящего адвоката Анну Браун и одного из лучших адвокатов в такого рода делах – Ли Гинсбурга. Юристы пошли россиянам навстречу и снизили цену своих услуг до минимума – 50 тысяч долларов во время досудебного разбирательства и столько же во время суда. Чтобы собрать деньги, матери летчика пришлось продать свою «хрущевку», в скором времени она планирует продать еще одну квартиру.
Как отметила Виктория Ярошенко, провокации в отношении ее мужа продолжаются до сих пор.
«16 декабря этого года Константину предоставили возможность поговорить с премьер-министром Владимиром Путиным. Однако в то время, когда в России Путин в прямом эфире отвечал на вопросы граждан, в Нью-Йоркской тюрьме «неожиданно отключились» все телефоны. Связь появилась сразу после окончания программы разговора с премьер-министром. Константин написал мне письмо. В нем он рассказал, что его «заставляют быть благодарным администрации тюрьмы за еду, воду, электроэнергию и одежду (тюремную робу), которые предоставляются ему бесплатно». В ответ на это мой муж отказался от тюремной баланды и робы, а так же от пользования электричеством. Вот уже более недели он не выходил из камеры, так как, по тюремным правилам, прогулки можно совершать только в тюремной одежде. Питается он за свой счет, покупая еду в тюремном магазине», – рассказала журналистам Виктория Ярошенко.
«Скорее всего, он сидит до суда в американском КПЗ, – высказал предположение гражданин США, петербуржец в прошлом, Владимир Феркельман, который много лет работает переводчиком в программах профессионального обмена при Госдепартаменте США. – В этой роли выступают county jails, у которых федералы (занимающиеся судебным преследованием наркоторговцев) арендуют помещения. То есть в преддверии суда человек сидит с разными местными уголовниками. Так как county jails бедные, то муниципалитеты, а иногда даже и сами штаты, принимают решение о том, что зеки должны компенсировать хотя бы часть расходов на их содержание». Владимир косвенно подтвердил слова летчика – американцы заботятся о деньгах налогоплательщиков. «Я был в эмиграционных тюрьмах, где сидят взятые при незаконном переходе границы. Так вот там начальство жаловалось, что если мексиканцев в основном сразу же высылают обратно, граждане других стран там часто задерживаются надолго, и это очень дорого стоит», – припомнил наш эксперт.
Рассмотрение уголовного дела Константина Ярошенко назначено на 7 марта 2011, но адвокат не уверен, что оно состоится. Первые слушания были назначены на 3 июля 2010 года, но с тех пор они уже пять раз переносились.
«Причина переноса судебных слушаний официально не называется, однако она очевидна – отсутствие доказательств вины Константина», – говорит Вадим Шотин.
Надежда на возвращение Константина Ярошенко с каждым днем становится все меньше. Со слезами на глазах, мать летчика Любовь, посетовала, что бороться в одиночку с американским государством у них вряд ли получится. Однако у родных Константина все еще остается надежда, что в это дело вмешаются российские власти и смогут повлиять на судьбу летчика.