Подросткам удалось сделать то, о чем давно мечтают все оппозиционные политические силы страны. 12 декабря в Ростове прошла первая по-настоящему многочисленная и народная акция. Более тысячи человек прошли маршем по центральным улицам Ростова. При этом ни один из участников так называемого «Марша русских» не был задержан.
Идея провести акцию памяти трагически погибшего студента РГСУ Максима Сычева родилась в Интернете.
Власти города долго не знали, как реагировать на стихийную инициативу. В итоге к назначенному времени к печально известному общежитию РГСУ №4 стянулись представители и городской и областной администрации, и молодежного комитета, и казачества, и православия, и политических партий и общественных организаций, и руководства вуза... Прибыл на акцию и министр общего и профессионального образования Ростовской области Игорь Гуськов. Однако он так и не решился выйти с речью к собравшимся...
Молодые люди в возрасте от 14 до 25 лет, начали собираться около бассейна «Волна» с трех часов дня. Многие скрывали лица под медицинскими масками, кто-то – под шарфами ФК «Ростсельмаш». Подавляющее большинство пришло со свечами и гвоздиками. За час на небольшой площадке собралось более пятисот человек. В 16:00 мск молодые люди перешли к общежитию РГСУ.
По дороге они развернули плакаты «Русские едины» и «Русские! А Вы?». Пока одни зажигали свечи и возлагали цветы к портрету Максима Сычева, другие крестились, третьи – прислушивались.
«Россия для русских!», «Ростов русский город», «Нет кавказскому фашизму», – внезапно пронеслось над толпой и началось. «Почему уголовное дело не возбудили сразу?» – возмущались одни. «Почему никто не препятствует ночным танцам кавказцев на улицах города?» – добавляли другие. «Как умудряются плохо говорящие по-русски абитуриенты сдавать ЕГЭ, а позже – экзамены в вузе?» – недоумевали третьи. Желающих оправдаться и ответить было много, но их никто уже не слушал.
Пообщаться с участниками акции решился даже ректор РГСУ Леонид Зеленцов.
«Поздно, где вы раньше были? Уходите отсюда, вас видеть здесь не хотят», – вынесла свой вердикт толпа.
После чего сотни подростков стройными рядами хлынули сначала на проспект Ворошиловский, а далее на Большую Садовую.
«Я знаю в лица около 80% людей, которые пришли на акцию в Ростове – это бывшие и нынешние фанаты «Ростсельмаша» (сейчас ФК «Ростов»), есть здесь и люди из Москвы. Так что я бы не стал называть акцию совсем уж народной, ей руководили профессионалы из фанатских кругов. Вы должны понимать, если бы не всероссийская акция фанатов в память спартаковского болельщика, все бы закончилось на этапе возложения цветов и зажигания свечей. Студенты бы сами по улицам не пошли. Но с другой стороны, без этой волны поддержки обычных людей, далеких от каких-либо группировок и организаций, у фанов бы тоже ничего бы не получилось, закончилось бы все обычной стычкой с ОМОНом. Для одних лозунг «Россия для русских» – это идеология, для других – реакция на безнаказанность кавказцев в конкретных случаях. Сегодня и те, и другие шли бок о бок, потому что правда: надоело, что русские становятся чужими в своем же городе», – ввел корреспондента 161.ru в курс подводных течений акции один из участников мероприятия, который по понятным причинам попросил не упоминать своего имени.
Движение транспорта на Ворошиловском и Б. Садовой пришлось перекрывать. Колонна (по разным подсчетам в акции приняло участие от полутора до двух тысяч человек) устремилась к Театральной площади, скандируя лозунги, периодически разрывая цепь ОМОНа. Несмотря на многочисленные провокации, обеим сторонам удалось удержаться в рамках закона.
На подходе к театру им Горького, у манифестантов уже был готов пул делегатов, с которыми в здании театра встретился заместитель губернатора Ростовской области Сергей Горбань. Там представители ростовского «Марша русских» выдвинули ряд требований:
«1. Мы требуем открытого суда над убийцами Максима Сычева. Преступник должен сидеть в тюрьме, все прямые и косвенные соучастники (в том числе те, кто знали и молчали) – должны быть показательно отчислены.
2. Мы требуем привлечь к уголовной ответственности ректора РГСУ и коменданта общежития, где проживал Максим, которые знали о систематических избиениях и молчали.
3. Мы требуем ограничения так называемых «целевых мест» для абитуриентов из республик Северного Кавказа при поступлении в вузы Ростова-на-Дону и Ростовской области.
4. Мы требуем от власти не препятствовать созданию русских дружин самообороны.
5. Мы требуем признать публичное исполнение лезгинки нарушением общественного порядка», – говорится в письме, которое делегаты, по просьбе властей, составили и написали от руки, чтобы определить конечную цель столь масштабного мероприятия, каким стал этот стихийный митинг.
Власти пообещали внимательно ознакомиться с ситуацией.
Пока одни шагали по городу, другие, оставшиеся около РГСУ, дали возможность выговорится и представителям ректората, и властей.
«Я не знал, я не знал, я ничего не знал», – словно заклинание повторял куратор группы, в которой учился Максим Сычев, Сергей Боженов.
«Мы все время работаем с диаспорами. Мы живем в одном городе, он всегда был многонациональным... У преступника нет национальности... Вы должны понимать, никаких систематических избиений не было, не было драк стенка на стенку. Нам студенты не рассказывали о том, что у Максима были проблемы», – оправдывался Леонид Зеленцов.
«Необходимо возрождать казачество. Нужно объединять молодежь», – призывал лидер казачьей молодежной организации «Донцы» Всевеликого войска донского Максим Зинченко.
«Я упрекаю службу безопасности. С ее стороны много проколов. На ученом совете мы обязательно поставим этот вопрос руководителю службы безопасности. Мне совершенно непонятно: через 10 дней после смерти Максима его, начальника службы безопасности, премировали суммой в 47 тысяч рублей. Это кощунство! Это просто безобразие!» – высказывал свои соображения Виктор Шумейко.
«Главное, что мы должны вынести из этого мероприятия – в нашей стране должен торжествовать принцип неотвратимости наказания и по отношению к тем людям, которые фактически убили Максима, и к тем, кто будет нарушать общественный порядок, нарушать российское законодательство», – попытался вынести урок из произошедшего председатель комитета по молодежной политике администрации Ростовской области Сергей Чуев...
Абсолютно все участники митинга отметили его похвальную бескровность и выдержку донского ОМОНа.
«Милиция УВД по городу Ростову сработала грамотно и профессионально, – подчеркнул начальник ГУВД по Ростовской области Алексей Лапин. – Было принято верное решение без серьезных причин не вмешиваться в ход митинга и последовавшего шествия, хотя, безусловно, провокации, призывы к массовым беспорядкам были. Удержать ситуацию под контролем нам помог студенческий актив».
Как сообщил 161.ru источник в областной администрации, уже завтра Сергей Горбань проведет встречу с руководителями ростовских вузов по данной ситуации, и к вечеру представители АРО будут готовы дать официальный ответ, о мерах, которые собираются предпринять в будущем. Возможно, на Дону появится в том числе и организация по защите прав русских или по решению этнических конфликтов.