В Ростове открылась персональная выставка известного ростовского художника, председателя «Ростовского Областного Отделения Всероссийской Творческой Общественной Организации «Союз Художников России» Олега Игнатова, которую сам автор картин называет ретроспективной. Последняя его персональная выставка проводилась в 1996. В сегодняшней представлено 40 работ с 1994 по 2010 гг. Остальные картины невозможно увидеть в Ростове. Более 30 работ находятся в частных коллекциях в Англии, Франции, Германии, Канаде, Швейцарии, 42 работы в Америке у Франсуа Кассаньоль, в России – у Вайнера, Прохорова, в Чечне – у Кадырова. Обладатель Серебряной медали Российской Академии Художеств, которую он получил за участие в академической выставке в г. Санкт-Петербурге (были представлены работы «Архаические излишества», «Антракт», «С кем Спит Файр»), рассказал корреспонденту 161.ru о месте художника в современном мире.
– У тебя открылась юбилейная персональная выставка. Как ты её назвал? О чем она?
– АРТ-ПОiНТ. «Юбилейная» – страшное слово. Сразу хочется добавить: наш дорогой Ильич… 20 лет творческого стажа тоже на вагонетку похоже. Выставка обо мне. Каждая картина – это определенный пазл. Выставка – это всегда обратная связь. Хочется посмотреть на себя чужими глазами.
– А какой все же творческий путь пройден? Назови основные вехи, которые стали особенно важными и запомнились.
– Прямая линия, если она, конечно, прямая, состоит из точек. Я хочу, чтобы каждая картина была вехой. И мне кажется, что это получается. Все эти вехи – в моей выставке. Собственно, основная идея ее – рассказать о них.
– Ты возглавляешь «Ростовское Областное Отделение Всероссийской Творческой Общественной Организации «Союз Художников России». Как художник чувствует себя в шкуре функционера? Не мешает ли это творить?
– Художник не может себя хорошо чувствовать в шкуре управленца, но может в эту роль поиграть. Творить, конечно же, мешает, но в какой-то степени дефицит времени дисциплинирует.
– Какие проекты реализовал в этом качестве?
– Наверное, основной и самый важный – это Областной молодежный фестиваль «Донская палитра». Потому что для «Союза Художников» – это «задел» на будущее. Донская палитра – ежегодный фестиваль, он проводился уже четыре раза. Призовые места делятся по 7 номинациям: живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, скульптура, дизайн, история искусства, плакат. Гран-при – поездка в Дом творчества «Академическую дачу СХР им. Репина».
– Как сегодня оценивают труд художника? И как сам оцениваешь свои работы как в денежном, так и социально значимом отношении? Есть ли награды за твои картины?
– Художник производит роскошь. Всё, что сделано с душой, дорого ценится. Он вообще пишет, рисует, ваяет произведение двух типов. Первое – творческое, так сказать, нетленку для вечности. Второе – на заказ, на потребу, «халтуру», чтобы заработать на хлеб насущный, лучше на бутерброд с маслом, а на масло, сами представьте, что хочется положить. На заре своей карьеры живописца, я тоже попал под обаяние этой сентенции и логично обосновал, почему это так, ведь вкус обывателя известен. Вот если на горизонте появился коллекционер, настоящий ценитель, вот тогда да, тогда уж, конечно, он всенепременно обратит свой искушенный взор на картину творческую. Очень удобненькая прокрустова кроватка, гирька на ногу, ярмо вместо галстука. И с тех пор, даже если заказ выражается всего лишь во фразе: «Напиши что-нибудь для меня», – то для меня начиналась каторга, пытки инквизиции и вся сеть кругов ада, все сразу и по очереди. Но потом повезло, пришла подсказка, дай бог здоровья Михаилу Веллеру. Он, если не полностью разрешил мои сомнения, то, по крайней мере, выбил кирпичи из этой Великой китайской стены. Постепенно я научился входить в положение и, видимо, в чужую шкуру (шкура заказчика, положение тоже его). Выключатель щелкнул (хотя почему выключатель, лучше включатель), свет зажегся. В самом деле: рисую я, пишу я, композиция тоже моя, раму, конечно же, по заданию заказчика, тоже подбираю я, и ни каких компромиссов с моей художественной совестью. А гонорар-то как радует!!!
– Как ты разделяешь в своей работе рутину, ремесло и творчество, поиск? Не мешает одно другому? В какой пропорции встречается в жизни?
– В создании картины для меня есть два кайфа. Первый, самый большой, когда я картину придумываю. Но за это деньги не платят. Второй – меньший – когда картина появляется на холсте, доводится до технологического совершенства. Но это не творчество. Это ремесло. Как сказал А.С. Пушкин: «Вдохновение не продается, но можно рукопись продать…» Наблюдение: не коммерческому – актуальному искусству (в простонародье, по старинке, авангарду) бутерброд тоже совсем не чужд.
– Считаешь ли ты себя гениальным художником и какие критерии ты используешь?
– Гений – это Леонардо да Винчи. Это все знают. Значит, критерий и оценку выносит социум.
– Что можно выразить посредством краски, холста, если словами сказать нельзя?
– Картиной можно передать настроение. А человек на 80% воспринимает окружающий мир глазами. Делайте выводы сами.
– «Художника обидеть может каждый…» – бытует мнение. Ты относишься к тем людям, которых можно обидеть и чем?
– Скорее, художник может обидеть каждого. Перечитайте Веллера, «Легенды Арбата». «Жизнь коротка – искусство мстительно. Отдача художника бывает страшной, даже он сам не может совладать со своим талантом». И вообще, я считаю, что за нанесение заказом морального ущерба ранимой душе художника взыскать материальную компенсацию в пользу творца. С кого? С заказчика. Желательно в твердой валюте, хотя РУБЛЬ твердеет, десять стала металлической, глядишь, там и до золотого червонца рукой подать.
Яна ТАШЕВА