Уже в предстоящую субботу ростовчане могут не увидеть на знакомых маршрутах автобусы и маршрутные такси. Такое заявление прозвучало сегодня на заседании круглого стола, где собрались транспортники и чиновники Ростова.
Пять человек – четыре гендиректора ведущих транспортных предприятий Ростова и одна чиновница из мэрии обозначили основную проблему транспортников: денег нет, а есть многомиллионные долги. Кто, как и когда их погасит – остается нерешенным. Пока решают, задолженность предприятий продолжает расти.
Транспортники уже не стесняются в выражениях. «У нас на данное время очень сложное финансовое положение: убыток предприятия за девять месяцев составляет 70 млн рублей, – заявляет гендиректор МУП МТК «Ростовпассажиртранс» Роберт Санамов. – А мы перевозим порядка 90 миллионов пассажиров в год. Перевозим большое количество федеральных и региональных льготников – за них компенсация 35%. Служба по тарифам нам говорит: судитесь с Министерством финансов. Наше предприятие сейчас судится с федеральным Минфином... Да мы-то судимся, но время идет. Выход видим пока один – на руки людям давать адресную дотацию. Мы об этом не раз писали в министерство труда и социального развития. Транспорт – это социальная проблема, и от того, как мы перевозим людей, зависит многое, а главное – безопасность. Мы сейчас не можем платить достойную зарплату водителям – отсюда жалобы и на хамство, и аварии».
Другое предприятие, ОАО «РГАТП – 3», имеет чуть меньший долг, но вот-вот нефтяная компания прекратит давать предприятию в долг бензин.
«По нашим подсчетам, уже в эту субботу мне нечем будет заправлять свой парк, то есть автобусы реально могут не выйти на маршруты. Это поселок Александровка, это Сельмаш и другие маршруты нашего предприятия. Никто ведь у нас не спросил, во сколько раз выросли тарифы на ЖКУ, которые нам приходится оплачивать, – в 10 раз! А на сколько вырос проезд? Если я не смогу договориться с нефтяниками, я не смогу обеспечить бензином свой парк. Это не саботаж и не забастовка – это реальность сегодняшнего положения», – не скрывает эмоций гендиректор Яков Мехтиев. А ведь Ростов – один из немногих городов в России, где по добровольному решению автопредприятий ветераны, участники и инвалиды Великой Отечественной ездят бесплатно.
Постепенно разговор подошел к обсуждению очень чувствительного для полгода назад избранного мэра города и свежеиспеченной городской думы вопроса: «Когда подорожает проезд в маршрутках?»
О том, что проезд подорожает и его стоимость составит 20-25, а то и все 27 рублей, говорили еще в августе, когда объявили о подорожании проезда в автобусе, троллейбусе и трамвае. Транспортные предприятия давно предоставили в ростовские департамент транспорта и управление по тарифам так называемые обоснованные тарифы, но воз и ныне там. Для предприятий это очередное «удушье» и долговые ямы, для пассажиров – небольшая передышка. В преддверии выборов власти города на стали «драконить» население – этого не скрывают транспортники. А чиновники парируют: комиссия по тарифам рассматривает экономически обоснованные тарифы.
«В настоящее время рассматриваются материалы по экономически обоснованному тарифу на автобусы малой вместимости. Эти материалы рассмотрены в министерстве транспорта, получены заключения. Управление цен и тарифов города просчитывает себестоимость и другие затраты», – ровно говорит заместитель директора МУ «Департамент транспорта» Елена Дедова.
Видно, что у перевозчиков накипело так, что даже областных чиновников не пожалели. При всем честном журналистском народе прозвучало название фирмы, которая не участвовала в конкурсе на маршрут, и обвинение: «крышует» фирму заместитель министра. Транспортники даже коллективную жалобу по этому поводу написали на имя губернатора Ростовской области Василия Голубева. В письме они обвиняют фирму ООО «Карат», которая весной этого года открыла пригородный маршрут Пер. Дальний (Зоопарк) – ТЦ «Мега». Приказ, как следует из письма, подписал заместитель министра автомобильных дорог Ростовской области.
«Порочная практика открытия новых маршрутов в городе без согласования с предприятиями, обслуживающими городские маршруты, полученные по конкурсу, отсутствие должного контроля со стороны минтранса области за работой пригородных маршрутов на территории Ростова вводят в заблуждение пассажиров (до начала работы ТЦ «Мега» с 6:00 до 8:30 работают по собственной схеме), приводят к падению выручки предприятий. Причина – недобросовестная конкуренция», гласит текст коллективного письма. Нам, пассажирам, собственно, все равно, частный это маршрут или нет, главное – добраться до места и получить качественное обслуживание. Об этом, заявили собравшиеся, пока не может быть и речи: долги, нервная работа, маленькие водительские зарплаты, дороги с ухабами.