Автомобили высшей ценовой категории попадают в поле зрения угонщиков нечасто. Их не берут покататься пьяные подростки, не разбирают на запчасти нечистые на руку дельцы. Однако это не повод расслабляться: как и положено статусу, дорогие авто «заказывают». И выполняют заказ настоящие профи, которых весьма непросто остановить.
Дорогой или очень дорогой автомобиль и сегодня – редкий гость угонной статистики донской милиции. Первые строчки этого рейтинга безраздельно принадлежат продукции АвтоВАЗа. Однако проще жизнь милиции от этого не становится. На пресс-конференции в Ростове-на-Дону заместитель начальника отдела дорожно-патрульной службы УГИБДД ГУВД по Ростовской области Игорь Климченко с гордостью рассказывает, как его коллеги перекрыли ни много ни мало канал поставок дорогих автомобилей из Москвы и Санкт-Петербурга на Кавказ и в Закавказье. Как начиналась эта история, многие хорошо помнят. На дороге Милютинская–Кашары принципиальные сотрудники ДПС остановили... Bentley Continental. Как выяснилось, сверхдорогое, но угнанное авто целенаправленно перегоняли на Северный Кавказ.
«Водитель предлагал сотрудникам ГИБДД деньги – от 40 тысяч рублей, однако его все равно задержали. У водителя при этом была изъята карта автомобильных дорог. Маршрут подтвердил: водитель избегал федеральных автодорог с крупными постами милиции, передвигался по небольшим магистралям, где ниже риск того, что его остановят. Это было в прошлом году. А с начала этого года сотрудники ОБДПС на границе с Воронежской областью пресекли провоз 112 единиц транспортных средств и измененной и уничтоженной маркировкой, 46 из машин были престижных моделей – Land Rover, BMW, Lexus», – рассказывает Игорь Климченко.
Отличие VIP-угона в том, что он начинается с четкого «заказа». Как уточняет представитель ГУВД, в случае с этим перекрытым каналом все начиналось с Интернета. В виртуальном пространстве люди находили объявления, в которых неизвестные «продавцы» предлагали автомобили престижных марок по весьма доступным ценам.
«Происходит осуществление покупки, выдается транзитный номер, после чего автомобиль перегоняют из центральной полосы на юг. По транзитным номерам нельзя визуально определить, угнан автомобиль или нет. Но все эти 112 единиц транспорта были доставлены в ОВД и эксперты дали заключения, что изменялись номера, подделывались ПТС. Изначальная маркировка после этого будет восстановлена, установлены владельцы, все автомобили будут им возвращены», – резюмирует Игорь Климченко.
Красок к «рынку» VIP-угонов добавляет Интерпол. Не так давно в Неклиновском районе был остановлен автомобиль Mercedes Е-270 с украинскими регистрационными номерами. Автомобилем управлял тридцатилетний уроженец Абхазии, житель Украины.
«В ходе проверки по базам ГИБДД было установлено, что автомобиль угнан, находится в розыске с 2007 года за «Интерпол-Украина», водительское удостоверение и документы на машину поддельные. В салоне автомобиля обнаружен блокнот, в котором имелись списки престижных автомобилей, суммы стоимости и имена заказчиков. В ходе опроса задержанного установлено, что автомобиль перегонялся в Россию на заказ», – уточнили в пресс-службе ГУВД по Ростовской области, добавив, что за 13 лет существования филиала НЦБ Интерпола ГУВД по Ростовской области его сотрудники выявили более 400 автомобилей, находившихся в международном розыске. С конца 2009 года донской Интерпол применяет специализированные базы данных, которые позволяют отслеживать информацию о каждом ввозимом из-за рубежа автомобиле иностранного производства и пресекать попытки постановки на учет в России угнанного за границей автотранспорта.
В милиции отмечают, что панацеи от угонов нет. По официальной статистике, преступники взламывают до 95% всех охранных систем. Однако владельцы дорогих авто все же находятся в более выгодном положении, констатируют в милиции.
«На ряд автомобилей устанавливаются "черные ящики", которые находятся в засекреченном месте и записывают все, что происходит с автомобилем. Был случай, когда автомобиль угнали и три дня скрывали на цокольном этаже. Когда угонщик уже решил, что опасность миновала, и попытался перепрятать машину в другом месте, "черный ящик" при первой же возможности вышел на канал GPRS, передал сигнал тревоги. Двигатель мгновенно заблокировали, преступник был задержан», – описывает случай из милицейской практики Игорь Климченко.