В Крыму каждая мелочь подталкивает к прелюбодеянию. Морской воздух пропитан влагой чьих-то поцелуев, буйная зелень гор проколота строгими вертикалями кипарисов, и если кто-то идет по набережной Ялты не парой, то наверняка согласится поболтать...
Дорога к вершине горы Ай-Петри на южном побережье Крыма напоминает каракули пятилетнего художника, который еще не умеет рисовать прямые. Это узкий коридор между теплолюбивыми деревьями и каменными откосами, сложенными из увесистых булыжников. С изломов дороги открывает шикарный вид на прибрежный город со смешным названием Алупка.
Мы бредем к вершине, вдыхая туманный воздух, и своды деревьев безмятежно плывут поверху, закрывая нас от душного солнца. Это напоминает обычную прогулку, за исключением того, что моя партнерша – это Mazda MX-5. «Тебе очень идет белый», – делаю я мысленный комплимент.
Едва медленная машина впереди отъехала достаточно далеко, мы позволяем себе немного неприличия. Газ в пол, двигатель берет высокую ноту, и «Мазда» притискивает мой затылок к подголовнику. Нестройное мелькание деревьев возбуждает. Из открытого кузова скорость кажется такой близкой, пьянящей и опасной, что ты вдруг захлебываешься впечатлениями. Через борта утлого кокпита перехлестывает ветер, его прохладные пальцы проникают под майку и шевелят волосы. Дорога струится, как удирающая в камыши змея. На руле появляется мелкая дрожь – «Мазде» щекотно от неровностей дороги. Двигатель возбужденно заливается при переключениях вниз, впадая в экстаз на 7000 об/мин, и окружающие знают о нашем приближении гораздо раньше, чем мы выныриваем из очередного глухого поворота.
Подобная острота ощущений казалась забытой со времен первой любви к велосипеду, ведь ни мощные внедорожники, ни суперседаны не способны подарить чистого восторга, который испытываешь весной, сев на велик после скучной зимы. Mazda MX-5 способна. Еще два поворота – мы утыкаемся в медленную машину и снова переходим на шаг. Как тут легко дышать...
Курортные мимолетности строятся на спонтанном взаимопонимании двух незнакомцев. MX-5 из породы фривольных барышень, с которыми находишь общий язык с противоестественной легкостью, опасной для семейных устоев. За скоротечные 12 секунд она откидывает крышу и замирает в интригующей позе. Ее тесный салон настраивает на интимный разговор, и хотя ты теряешься от низкой посадки и слишком чувственных объятий сидений Recaro, неловкость быстро сменяется ощущением новизны и азарта. Каждое нажатие на газ заводит ее, как тонкий и неожиданный комплимент. С ней легко чувствовать себя героем.
Поворачиваешь руль – словно натягиваешь тетиву. Прицелился, нажал на курок акселератора, и машина с повизгиванием минует каменистый апекс, а боковой ветер выдувает из головы любые назидания. Сама голова инстинктивно склоняется внутрь виража, и по телу пробегают мурашки от близости вальсирующих буков, тисовых деревьев и каменных сводов. Если ты оказался слишком горяч, «Мазда» не будет лупить тебя по рукам и осуждать недостаточной поворачиваемостью. Она скользнет задней осью и податливо довернет в поворот, разрешая немного больше, чем ты привык за годы семейно-офисной жизни. Она умеет льстить мужчине сговорчивостью своего шасси и предохраняется от случайностей системой стабилизации, подначивая на поиск острых ощущений снова и снова. Она любит отвечать «да» на самые непристойные просьбы. Ее подвеска удивительно хорошо справляется с мудреным профилем горных дорог и не пасует даже перед трамплинами. Она вся соткана из кусочков подростковых снов и фантазий.
На яйле Ай-Петри, представляющей собой относительно горизонтальное плато, делаем передышку. Смотровая площадка открывает вид на бесконечное облако, и лишь небольшие прорехи обнажают кусочки съежившейся в серпантин дороги, по которой мы совершали головокружительное восхождение над Таврией. В тысяче метрах внизу лежит Черное море, где водится камбала, барабулька и раки-отшельники. Где-то там, за туманом готовится к вечернему пробуждению праздная Ялта.
На вершине торгуют горным чаем, в котором на самом деле нет чая, а есть лишь травы и цветы – мелисса, душица, шиповник, чабрец, лаванда, роза, ежевичный лист. Я отдаю добродушному торговцу 500 рублей, забираю пакет пахучего зелья и спешу к машине. Хочется поскорее сесть за руль, потому что остальное – лишь декорации. Начинается нисхождение по горной змее, где максимальная скорость изредка достигает 100 км/час, а средняя – каких-нибудь 40. В результате тормоза нагреваются так, что шипят от плевка.
Петляя по горным склонам, дорога распрямляет русло и вливается в приморскую трассу, ведущую к Севастополю. Магистраль вдоль южного побережья Крыма двухполосная, но очень щедрая: расстояние между сплошными линиями разметки метра два, а ширина каждой полосы такая, что бок о бок входят легковушка и автобус. И эта дорога открывает новые грани наших отношений. «Мазда» концентрирует на себе все внимание и оставляет за бортом любую скованность. На 100 км/час ветер не просто треплет волосы – он устраивает на голове американский футбол. На 170 км/час ты сидишь у подножья воздушного водопада, который пенится и бушует вокруг, норовя вырвать заклепки на джинсах. Это момент наивысшей страсти, когда ты сливаешься с машиной в полном экстазе, осуждаемом общественной моралью и правилами дорожного движения. На коже выступает пот, но ты чувствуешь лишь мурашки, потому что влагу сносят мощные завихрения. И ты понимаешь, что с первого раза дольше полуминуты в таком ритме не выдержать. Ты слишком перевозбудился. Это нормально.
В засыпающем от жары Севастополе горожане смотрят на нас с нескрываемым любопытством и толикой жеманности – ох, пижоны... Но южане более чувственны, чем суровые уральцы, поэтому принимают нас вполне открыто. Они тоже хотят быть причастными к этой мелодраме, и с удовольствием подсказывают дорогу, непонятно жестикулируя и косясь на белую избранницу. Несмотря на теплый климат, кабриолетов в Крыму не так уж много. Причина не климатическая – экономическая.
Улицы Алупки, куда мы заехали на обратном пути, напоминают о Средиземноморье – та же каменная теснота улиц и дома, съезжающие с горных круч к морю. Видя заблудших туристов, горожане охотно направляют нас к Воронцовскому замку в обмен на стриптиз с опусканием крыши. Мальчишки возбуждаются и с придыханием шепчут: «Мазда, мазда...» Теперь они будут думать, что японская марка родовита, как Mercedes. Они уже хотят ее, и в пубертатном возрасте это столь же нормально, как и в зрелом.
По набережной Алушты отдыхающие гуляют до самого заката, и мы среди них. Мы катимся в пешеходном ритме, откуда-то сверху ловим удивленные взгляды, слушаем пульсирующий шум прибоя. Можно купить черешни, не выходя из машины.
Компания Mazda Motor Rus не ограничилась гражданским тест-драйвом. На горных склонах где-то над Алуштой был перекрыт спецучасток ралли «Ялта» длиной 2,5 километра, где можно было ехать на все деньги под присмотром раллийных судей и точного хронометра. Мчаться по стенограмме получается гораздо быстрее, чем на видимость. Поворот кажется «затычным», но штурман утверждает, что это «единичка», поэтому ты просто давишь на газ, и черешневые деревья волшебным образом расступаются именно в тот момент, когда ты потерял последнюю надежду выйти сухим из воды. «Двоечки» требуют кратковременного сброса газа, «тройки» – небольшого торможения и более аккуратного выбора траекторий, а «шестерки» - это «тещины языки», перед которыми нужно тормозить от души и не спешить с разгоном. Предыдущие машины часто оставляли на траектории камни и грязь, из-за которых пара «Мазд» поцеловалась с кустами.
Но знаете что? Вся эта раллийная чехарда показалась мне излишней. Это прикольно и азартно, но как будто противоречит моему восприятию машины. Секс тоже можно превратить в вид спорта, но разве смысл в секундах? Мне приятнее быть с ней наедине без судей, которые держат свечку стартового светофора и вгоняют в краску итоговыми ведомостями.
Сидя в аэропорту, я снова и снова переживаю наиболее яркие моменты. И я отдаю себе отчет, что феерии чувств я обязан не только машине, но и мягкому черноморскому климату, легкому воздуху, серпантинам дорог и отчаянным видам со стратегических высот близ города-героя Севастополь. В таком антураже все кажется чуть ярче и перспективнее. Но в этом и смысл курортных романов, не так ли? Избавленные от бытовых проблем и мрачных мыслей о соотношении курсов валют, вы возвращаетесь к своему естеству и снова воспринимаете мир с юношеским максимализмом. Вы перестаете понимать смысл слова «неприлично», потому что приличным становится все, что в принципе возможно. Природа не может ошибаться.
Если бы я судил Mazda MX-5 челябинским умом, то не оставил бы от нее камня на камне. В ее бардачок не влезает лист формата А4, багажник едва вмещает две небольшие сумки, которые нагреваются от близко расположенной выхлопной трубы. Посадка при поднятой крыше требует занятий фитнесом, а салон принимает лишь двоих. Сцепление на версиях с механикой хватает так мощно, что езда в пробках превращается в азартную игру – успеешь потом затормозить или нет? И Mazda MX-5 стоит более миллиона рублей. Это вообще что?
Простите меня, но, если вы думаете именно так, – вы просто сухарь. Вы так обалдели от ежедневного чтения новостных лент и разных страшилок, что напрочь убили в себе всякую романтику. Женщины вас больше не любят, ну разве что уважают. Ваши дети перестали понимать вас. Вам срочно нужен отдых от работы и от идеологически выверенного «Фокуса», «Е-Класса» или «Рафа-четыре»...
От любого автомобиля, у которого еще не съехала крыша. Вам нужно оторваться, иначе ваше сердце не продержится до очередного юбилея – оно либо остановится, либо сморщится как старый финик. Возьмите напрокат кабриолет и проведите два дня в горах. Эта форма измены вполне законна. Ваш «Фокус» рано или поздно простит (если вообще узнает).
Да, у «Мазды» два места и тесный багажник, но это громадный плюс, потому что вы, наконец, избавитесь от искушения перевезти что-то или кого-то. Вы насладитесь собственным эгоизмом и удивитесь, когда прибытие в некий пункт станет лишь побочным продуктом вашей поездки, смысл которой – в самой поездке.
От курортной пассии не требуют умения готовить. Она должна заводить. И Mazda MX-5 меня заводит. Но я улетел на Урал, а она осталась в Крыму, и это логичное завершение спонтанных отношений. Все правильно – мечта должна оставаться мечтой.
Обновленная Mazda MX-5
Mazda MX-5 третьего поколения дебютировала в 2005 году, а в прошлом году перенесла рестайлинг. Весьма заметно изменилась внешность – если раньше машина напоминала Молнию МакКвина из «Тачек», то сейчас получила более агрессивное маздовское лицо, став солиднее (хотя МакКвина все равно напоминает). Из технических изменений – новая геометрия передней подвески, которая снизила припадание машины на заднее колесо в напряженных поворотах и улучшила плавность хода. Последняя действительно впечатляет. Немного снизился уровень шума, хотя для такой машины это не самое принципиальное.
Двухлитровый мотор теперь можно заказать с шестиступенчатым «автоматом», знакомым по Mazda6 и Mazda3. Он адаптивный, достаточно шустрый и имеет кнопки переключения передач на руле. Однако честного ручного режима нет – машина все равно переходит на верхнюю ступень, когда обороты переваливают за 7000 (у машины с «механикой» лимит на 7500). Зато скидывать передачи вниз перед поворотами можно даже в автоматическом режиме. Если рассматривать Mazda MX-5 как прогулочный автомобиль, то «автомат» – идеальный вариант.
Сколько стоит Mazda MX-5?
Дорого. Базовый автомобиль с мотором 1.8 л (126 л.с.) и пятиступенчатой механикой обойдется в 1,061 млн рублей в комплектации с кондиционером, ABS, системой стабилизации, четырьмя подушками безопасности, 16-дюймовыми легкосплавными дисками и аудиосистемой.
С двухлитровым мотором (160 л.с.) она предлагается в двух комплектациях – Sport и Comfort. Отличаются они весьма существенно. «Спортивная» комплектация подразумевает только шестиступенчатую механику, спортивные амортизаторы Bilstein, более толстые стабилизаторы поперечной устойчивости, сиденья Recaro и аудиосистему Bose. Стоит такая машина 1,233 млн рублей и позволяет в полной мере раскрыть драйверские черты MX-5.
Версия Comfort поставляется только с шестиступенчатым «автоматом», мягче на ходу и стоит 1,236 млн рублей или 1,252 млн при отделке салона кожей и алькантарой. Все двухлитровые машины имеют климат-контроль, подогрев сидений, круиз-контроль, ксеноновые и противотуманные фары, легкосплавные 17-дюймовые диски. Если честно, тратя более миллиона рублей на такую игрушку, я бы не стал рассматривать вариант с мотором 1,8 – разница в цене не так уж велика, а в динамике и оснащенности – заметная.
Все российские MX-5 имеют кузовов купе-кабриолет с жесткой раскладывающейся крышей. Кстати, Mazda MX-5 является одним из рекордсменов по скорости трансформации: весь процесс занимает всего 12 секунд. Машины для других рынков бывают с мягким верхом.
Уникальность Mazda MX-5
Собственно, насладиться крымскими (сочинскими, чебаркульскими) дорогами можно на любом другом кабриолете, которых в Россию поставляется не менее дюжины. Тонкость в том, что большинство из них построено на платформах «гражданских» машин, пусть и значительно переработанных. За основу обычно берется хетчбэк или седан, вроде VW Golf (купе-кабриолет Eos), Ford Focus или Peugeot 308.
Они более практичные, часто – четырехместные. Но такие кабриолеты скованы компромиссами компоновки гражданской машины, они тяжеловаты (Eos весит почти 1,5 тонны) и зачастую имеют неидеальную развесовку и жесткость кузова.
Mazda MX-5 изначально строилась как компактный двухместный автомобиль, что развязало руки конструкторам. В результаты имеем заднеприводный, относительно легкий (от 1150 кг) родстер с жестким кузовом, многорычажными подвесками и близкой к идеальной развесовкой. Поэтому ехать на МХ-5 так приятно – к удовольствию от съехавшей крыши добавляется азарт интуитивно-понятной управляемости.
Автомобильный журналист и гонщик Максим Ахтямов, ездивший на всех поколениях Mazda MX-5, рассказывает об эволюции автомобиля: «Для начала разберемся в «азбуке» «Мазды». Кузов NA (крайний слева) – первый кабриолет, продажи которого начались в 1989 году, и уже тогда он стал хитом. В 1998 году эстафетную палочку подхватило второе поколение (NB), которое лишилось открывающихся подъемных фар и получило более жесткий кузов. Третье поколение (NC) построено на совершенно новой платформе.
Кабриолет имел самые разные названия (Miata в США, MX-5 в Европе, Roadster в Японии), но это не меняло его сути: вы покупаете карт, на котором можно легально ездить по дорогам общего пользования, при этом относительно комфортно перемещаясь в пространстве и получая удовольствие от самого процесса управления.
Есть ли различия в управляемости у этих трех поколений? После общения со всеми кабриолетами я бы охарактеризовал парадигму каждого из них так: NA – это картинговая управляемость, но с дефицитом мощности; NB – великолепная управляемость, дополненная достаточной мощностью; NC (05-09 гг.) – наевшись стероидов, автомобиль потерял азарт предыдущих поколений.
На шаг дальше от кабриолета NC стоит MX-5 c жесткой крышей – именно такие машины и продаются в России. Главная проблема – автомобиль потерял мгновенный отклик на поворот руля, за что любили первые два поколения. Впрочем, даже третье поколение для многих стало откровением, а благодаря жесткой крыше «железный занавес» продаж в России пал.
Интересно, что, проехав на Mazda MX-5 последнего поколения, многие не могут поверить, что может быть что-то лучше. Такие же ощущения человек испытывает, когда первый раз пробует Советское шампанское, оно пьянит и веселит, но через некоторое время, продегустировав Martini & Rossi Asti, он понимает настоящий вкус игристого вина.
Не хватает миллиона на новую МX-5? На рынке появились 2-3-летние машины за 600-800 тысяч рублей с минимальными пробегами (использовалась как третья машина в семье) и в хорошем состоянии. Чем не повод открыть для себя мир настоящего контроля над автомобилем?»
Благодарим Mazda Motor RUS за помощь в подготовке материала.
Фото: Фото автора, Сергея КРЕСТОВА (Mazda), Валерия ЧУСОВА