Легендарный Т-34 подняли со дна реки Миус ростовские поисковики. Боевая машина была заполнена снарядами, которые до сих пор представляют опасность. Останки танка помещены в Донской военно-исторический музей.
Первое сообщение о находке пришло сегодня утром из Куйбышевского района Ростовской области. К поднятым с великими трудностями останкам боевой машины пришлось срочно вызывать подрывников. «Боевая машина была обнаружена в русле реки Миус, в четырех километрах юго-западнее села Куйбышево, – рассказала подробности операции представитель департамента по ЧС Ростовской области Ольга Трошкина. – Танк был поднят со дна реки ростовским поисковым отрядом и отбуксирован на берег. На борту боевой машины оказались 76 боевых снарядов. Боеприпасы изъяты на месте обнаружения и взяты под охрану РОВД Куйбышевского района, военным саперам дана заявка на разминирование».
Руководитель ростовского поискового объединения «Миус-фронт» Андрей Кудряков дополнил, что часть снарядов поднятого танка оказалась в корпусе машины, часть рассыпалась.
«В отряде у нас бывшие военные, подрывники, в том числе и имеющие опыт боевых действий. Когда ребята осмотрели первый же поднятый снаряд – стало немного не по себе. Все снаряды оказались на боевом взводе, другими словами, они могли взорваться от малейшего удара. Боеприпасы поднимали со дна реки с величайшей осторожностью, благо все ребята опытные и умеют не терять головы в любой ситуации. Однако от попыток разминировать снаряды на месте мы отказались – уж очень это опасно, даже для наших бывалых поисковиков», – говорит Андрей Кудряков.
По его мнению, большинство снарядов находились в боевом положении в результате сильного взрыва, который когда-то произошел внутри танка.
«Снаряд того времени приводился в боевое положение сразу после выстрела, то есть после сильного толчка. От второго толчка, то есть от удара о землю или что-либо другое, происходит взрыв. Первым таким толчком стал взрыв, который произошел внутри танка десятки лет назад. Вторым может стать любой, даже не очень сильный толчок», – пояснил Андрей Кудряков. По мнению поисковиков, сейчас самый лучший способ избавиться от снарядов – взорвать их на месте, не рискуя ни людьми, ни техникой.
Поисковики уже начали устанавливать судьбу экипажа и самой машины. По их данным, танк мог принадлежать или 25-му танковому полку, или четвертому конно-механизированному гвардейскому Кубанскому казачьему корпусу. В пользу последнего говорит тот факт, что в корпусе танка обнаружена казачья шашка.
Саму операцию по поднятию танка Андрей Кудряков считает уникальной.
«Представьте себе развороченную боевую машину, лежащую на глубине шести метров. При этом четыре метра – просто ил, грязь. Специалисты Донского военно-исторического музея разработали никогда ранее не применявшуюся методику подъема боевой машины, работавшие с нами ребята из ассоциации профессиональных водолазов три недели, размывали грунт над танком», – поделился воспоминаниями Андрей Кудряков.
Директор Донского военно-исторического музея Иван Стреляев разделяет мнение поисковиков о том, что внутри танка произошел сильный взрыв, но не считает, что этот взрыв произошел во время войны.
«В пятидесятых годах в Советской армии был издан приказ – обследовать местонахождение всех оставшихся после войны танков, и те из них, которые нельзя было отремонтировать или сдать на металлолом, подлежали подрыву. Местные жители рассказывали, что саперы подрывали что-то в том месте в 1955 году, скорее всего, это и был наш танк. А ума у них почему-то не хватило понять, что танковые снаряды не взорвутся, танк попортили, а со снарядами вон, что произошло!» – негодует Иван Стреляев. В пользу его версии говорит тот факт, что корпуса снарядов оказались деформированы совершенно определенным, характерным образом.
«Таким образом, от танка осталась только его треть, однако и то, что осталось, представляет собой несомненный интерес для нас. Мы хотим сделать на территории музея фрагмент боя, и разбитые останки танка могут очень пригодиться», – считает Иван Стреляев.
По мнению специалистов, машина погибла в июле 1943 года во время неудачного наступления на Миусском фронте. Есть две версии происшедшего. По одной из них, танк переправлялся на плоту или понтоне через реку и был утоплен гитлеровской артиллерией, по второй – машина по какой-то причине упала в воду с обрыва. При этом башня танка пока так и осталась на дне реки.
Активист поисковой работы, житель Куйбышевского района Анатолий Раменский сообщил нам, что ранее этот танк, оказывается, уже пытались достать.
«Были тут у нас зимой какие-то москвичи, в марте этого года, пытались размывать грунт, что-то искали, но, во-первых, наши местные власти были против, во-вторых, в СКВО не одобрили. Теперь танк останется у нас в области», – пояснил Анатолий Раменский. Он сообщил, что завтра, в день памяти и скорби, бойцы местного подросткового отряда «Поиск» пройдут по местам боев на Миусском фронте и оставят венки в местах самых кровопролитных боев. Не обойдут они и место гибели поднятой «тридцатьчетверки».
По закону каждый такой найденный агрегат является собственностью Министерства обороны, а если в нем обнаружатся останки бойцов – из машины принято делать памятник.
По мнению специалистов, интерес к боевой технике времен Великой отечественной в ближайшее время значительно возрастет. Все дело в... антикварах. «Согласно правилам, принятым на рынке, вещи старше 65 лет считаются антиквариатом, – пояснил корреспонденту 161.ru председатель областной поисковой патриотической организации «Последний след войны» Игорь Третьяков. – О таких вот танках у Министерства обороны всегда было достаточно информации. Но никто их активно не раскапывал. Почему? А теперь ими сильно заинтересовались коммерческие структуры». Экспертам известны и цены на подобные находки. У «тридцатьчетверок», правда, есть своя специфика. «Если это танк начала войны, когда «традцатьчетверки» выпускали с маленькой башней, то тогда поисковикам повезло – это раритет. За такую машину в хорошем состоянии коллекционеры дают полтора миллиона рублей, – поделился информацией Игорь Третьяков. – Более поздняя версия стоит дешевле – до полумиллиона. А вот за границей, если удается танк переправить на Запад, счет уже идет на сотни тысяч долларов. Так что это прибыльный бизнес. Правда, и поднять такую махину со дна нелегко и затратно. Меньше чем в 400 000 рублей никак не уложиться».
Тем временем поисковики, внимательно исследовав тот район, убеждены, что под слоем ила и грязи ждут своего часа еще по меньшей мере пять крупных единиц боевой техники времен Великой Отечественной.
Фото: Фото Андрея КУДРЯКОВА