В 1949 году на заводе имени Молотова собрали всего два таких автомобиля. В серию они не пошли, более того – ни один из опытных экземпляров до наших дней не дожил. По чудом сохранившимся чертежам и из чудом же уцелевших запчастей ЗИМ Газ-12 «Фаэтон» собрали в клубе «Авто Ретро Донбасса» (Донецк, Украина). В течение нескольких дней уникальную реплику редчайшего авто могли увидеть и ростовчане.
ЗИМы – довольно странное детище послевоенного автопрома. Его массово использовали в качестве такси и автомобиля скорой помощи, до «Чаек» по уровню стоимости и статусности он не дотягивал, но демократичным все же не был. При стоимости до реформы 1961 года ЗИМ обходился в немыслимые 40 000 рублей – за «Победу» просили 16. Поэтому ЗИМ стал автомобилем научной и творческой элиты. Конечно, это было до начала 70-х, когда устаревшие и отслужившие свое на ниве таксомотороных перевозок по дешевке доставались рядовым россиянам, которые использовали их как легкие грузовики – вполне сойдет для перевозки картошки.
Выйди ГАЗ-М-12 с кузовом «Фаэтон» в серию – и кто знает, как сложилась бы судьба марки в целом. Однако на заводе в 1949 году изготовили всего два экспериментальных образца. Забраковали их в ходе испытаний: выяснилось, что усиление кузова – его повлекло снятие крыши – создало чрезмерное утяжеление автомобиля. В итоге 95-сильный мотор попросту не смог показать класс.
Долгое время красоту «Фаэтона» от ЗИМ можно было смутно представить по редчайшим черно-белым снимкам. Оба экспериментальных образца до наших дней не дотянули. Но спустя почти 60 лет после их выпуска за дело взялись ценители автомобильной старины из украинского Донецка.
«Этот автомобиль изготавливался по чертежам, по фотографиям, которые были найдены в архивах самого завода и специализированного архива техники Российской Федерации. Брался за основу ЗИМ, по чертежам высчитывался, и вот получился такой автомобиль», – описывает чудо возрождения вице-президент клуба «Авто Ретро Донбасса» Игорь Лащенко.
По крупицам удалось собрать не только технические характеристики и параметры. Запчасти – также родные, зимовские.
«На самом деле еще есть запчасти, есть наши дедушки, которые любили запасаться в свое время. На эти автомобили у дедушек как правило денег не хватало, но в Москве есть гараж особого назначения, где еще остались кое-какие запчасти. В России вообще очень богатый рынок и ретроавтомобилей, и ретро-запчастей, поэтому при желании все можно найти в оригинальном заводском исполнении», – отмечает Игорь Лащенко. Качество повторной сборки легко оценить: отметим, что путь из Донецка в Ростов-на-Дону, на выставку Retro Motor Show, «ЗИМ-Фаэтон» прошел своим ходом.
Ослепительный «Фаэтон» уже снискал славу – широкой публике его представили лишь несколько месяцев назад, но автомобиль собрал дипломы и киевской, и московской международных выставок аутентичной ретро-техники. Впрочем, удивляться здесь нечему: дело не только в красоте и изысканности ретроавтомобиля. Сегодня это – единственный в мире «ЗИМ-Фаэтон». Поистине бесценный экспонат. Конечно, и в буквальном смысле этого слова.
«Я лично его не продаю, потому что это – единственный автомобиль, другого такого вы не найдете. Безусловно, мелкосерийные Ferrari или Maserati будут стоить дороже, но по индивидуальности он более оригинален, чем автомобили, выпущенные в промышленном производстве», – говорит Игорь Лащенко.
Фото: Фото автора и клуба «АРД», г. Донецк (Украина)