В России стремительно стали распространяться слухи о новом законе, который якобы дает право школам на вполне законных условиях проводить платные уроки. Родители школьников запаниковали: и ЕГЭ на их голову, и какой-то новый предмет вводят в школах. А родители многих дошколят до сих пор не могут устроить свои чада в детские сады. За разъяснениями корреспондент 161.ru обратился к министру общего и профессионального образования Ростовской области Игорю Гуськову.
– Игорь Александрович, совсем недавно депутаты Государственной думы одобрили во Втором чтении закон, реформирующий бюджетные образовательные учреждения. Поползли слухи, что школы получают право проводить платные уроки. Так ли это?
– Действительно, очень много шума в СМИ по принятию этого закона. Хочу сказать, что во многом высказываемые мнения говорят о том, что люди не изучили внимательно этот закон. Есть официальный комментарий нашего министра Фурсенко. Моя точка зрения в следующем: ничего страшного и разрушительного в этом законе нет. Те нормы, которые прописаны в этом законе, предоставляют более широкие возможности, которые получат статус автономных. Согласно этому закону учреждения делятся на три типа: автономные, бюджетные и казенные учреждения. Автономным учреждениям расширит возможности по зарабатыванию и использованию внебюджетных средств. Казенные учреждения закон защитит на 100%, поскольку эти учреждения будут в полном объеме финансироваться и получать все необходимое из бюджета. А по отнесению учреждения к тому или иному типу решение принимать будет учредитель и само учреждение. По казенным учреждениям вопросов не возникает – это детские дома и интернаты. Их у нас 88. То, что касается автономных, то нас это не пугает – уже есть опыт создания таких учреждений в области. Так вот, по истечению года, как они приобрели этот статус, они имеют только плюсы. По сути дела, во многом это возврат к тому моменту, положению вещей, которое существовало до принятия Бюджетного Кодекса. Все разговоры по поводу того, что станут платными школы, что родители будут оплачивать за общее образование, не соответствуют действительности. Этого не будет никогда, потому что это право закреплено Конституцией Российской Федерации! В чем отличие автономного учреждения? С переходом на автономное учреждение, руководитель получает гораздо большую самостоятельность – может финансовые средства, например, размещать в банках, иметь более свободное распоряжение этими финансами. Руководитель также может сам распределить деньги на ремонт и на зарплату преподавателям, на оглядываясь на разнарядки сверху.
– А Вам не кажется это опасным?
– Да, есть некоторый риск, опасность. Руководитель наделен огромными правами, но и колоссальной ответственностью. Если руководитель просчитался и передвинул на что-то средства и если вдруг ему не хватило этих средств. Что ему делать, и как на это посмотрит учредитель?.. Хотя замечу, что переход на автономию – не одномоментный. Есть время подготовиться и просчитать все риски.
– А сколько в области таких автономных учреждений будет?
– Не думаю, что их будет много. И это явно не касается общеобразовательных школ. Приведу пример: есть лишняя площадь в учреждении (профтехучилище), и эта площадь сдается в аренду. По сегодняшней системе бюджетирования, если площадь сдается в аренду, то учреждение все перечисляет в бюджет, а само не имеет с этого ни копейки. А если статус автономный, то все деньги перечисляются на счет учреждения – то есть появляется дополнительный источник финансирования. Автономных учреждений в области будет не более десяти.
– В донских школах вводят новый предмет – основы православной культуры. Учитывая, что донская земля испокон веков была многонациональной и многоконфессиональной, не ударит ли это по нашим принципам мирного сосуществования с другими культурами и вероисповеданием?
– Нет, не совсем так. Поясню: в ряде субъектов РФ идет эксперимент по введению такого предмета, который называется «Основы религиозных культур и светской этики», разработанный конфессиями и учеными Академии педагогических наук. Они проходят опробацию в экспериментальных площадках. Предполагается, что в 2011 году в обязательном порядке этот предмет будет введен в учебные планы школ. При этом родители и дети сами будут выбирать, по какому учебнику ребенок будет заниматься. То ли это будет светская этика, то ли одна из конфессий. Идея эта опирается на нормативную базу. Впервые за много лет было озвучено, что мы должны не только заниматься обучением детей, но и заботиться об их духовно-нравственном воспитании. Ведь нет ничего лучше, чем вернуться к нашим духовным и культурным ценностям. Наилучшие результаты и самые глубокие знания базируются на основе культуры православной, поскольку и в России дореволюционной 90% жителей состояло именно из православных. Наш регион многонациональный, у нас много конфессий, поэтому детям и родителям других национальностей дается право выбора. На сегодняшний момент мы в 255-ти общеобразовательных учреждениях ввели курсы основ православной культуры. Дети на добровольной основе посещают эти занятия. Результаты за последние два года, а у нас создан совет из представителей Ростовской православной Епархии, ученых, практиков, так вот: дважды мы проводили анализ внедрения этого предмета в школах Ростовской области. Оказалось, что результаты положительные и опыт позитивный. На 25% снизилась детская преступность, у нас процентов на 30 повысилось качество образования – там, где внедряется этот предмет. По этому направлению мы будем двигаться дальше. По предварительной информации, на 1 сентября 2010 года таких школ будет 500, это фактически 50% от общего количества.
– Где брать преподавателей на этот предмет? Их где-то учат?
– Преподавателей мы готовим. Уже подготовлено более тысячи преподавателей. Базами для подготовки являются наш институт повышения квалификации учителей, Пединститут нашего Южного федерального университета, где есть специалисты, которые в состоянии подготовить этих преподавателей. Третье – это русская православная церковь со своими высшими учебными заведениями – Москва, Сергиев Посад. Туда выезжают наши педагоги и получают там необходимые знания и навыки. Пока ни один вуз не готовит под этот эксперимент преподавателей. Нет такой специальности, поэтому мы перепрофилируем учителей.
– Игорь Александрович, а какова сегодня ситуация с местами в дошкольных учреждениях – детскими садами? Удалось как-то решить проблему с огромными очередями?
– Это самая острая проблема на сегодняшний момент. Мы приняли очень серьезные меры по увеличению мест в дошкольных учреждениях. Так, за три года мы ввели 12 тысяч мест – по четыре тысячи ежегодно. На этот год введем еще четыре тысячи мест, и нам необходимо будет еще порядка 10-12 тысяч мест для того, чтобы снять это напряжение. Хотя уже сегодня порядка восьми муниципалитетов не имеют дефицита этих мест. Но это, увы, восемь из 55-ти. Поэтому мы продолжаем строить: в этом году начато строительство двух детских садов в Батайске и Сальском районе, мы будем создавать дошкольные места и в общеобразовательных учреждениях, потому что они у нас не заполнены на все 100%, а только на 75%. А есть школы, заполненные и на 50%.
– А как это в школах будет происходить? Как в школах смогут организовать места для дошколят?
– У нас несколько форм решения проблемы с местами для дошкольников: а) строительство новых детсадов; б) возврат учреждений, которые были переданы каким-то иным службам, в систему образования; в) капитальный ремонт и расширение уже существующих детсадов; г) размещение дошкольных учреждений на базе школ. Таких школ у нас порядка 50, где работают дошкольные группы: с отдельным входом, с созданием всех необходимых условий. Это нормальное использованием тех площадей, которые на сегодняшний момент не востребованы. По всем этим направлениям мы работу будем продолжать.
– Еще один вопрос, волнующий родителей и выпускников. Особенности проведения ЕГЭ есть какие-то в этом году?
– Рособрнадзор сделал глубокий анализ проведенного ЕГЭ в прошлом году. Последовали оргвыводы, некоторые мои коллеги лишились работы. Сделали выводы и мы. Хочу сказать, что в этом году на каждом из пунктов сдачи ЕГЭ в Ростовской области будут находиться общественные наблюдатели. Еще одно отличие: результаты ЕГЭ в этом году выпускники могут сдавать не более чем в пять высших учебных заведений и не более чем по трем специальностям. Отмечу, что в этом году сдающих ЕГЭ 25 тысяч человек.