Двадцать две тонны нелегального алкоголя конфисковано в одном из хуторов Ростовской области. Это самая крупная партия в 2010 году. Подпольное производство располагалось на территории региона. Примечательно, что «бизнес» достался женщине фактически в наследство от супруга, который отбывает наказание за аналогичное преступление.
Подпольный цех по производству коньячного напитка сотрудники управления по борьбе с экономическими преступлениями ГУВД по РО обнаружили в здании бывшего бара в хуторе Кастырский Константиновского района. Информацию о том, что в хуторе давно и весьма прибыльно работает нелегальный цех, сотрудники донского УБЭП получили из оперативных источников.
«Была совершена так называемая контрольная закупка, после которой оперативники вошли в помещение подпольного предприятия. К своему изумлению, в цеху сотрудники УБЭП обнаружили более 22 тонн уже готового фальсифицированного коньячного напитка. Пищевой спирт разводили питьевой водой в огромных пластиковых емкостях, затем для придания смеси вида и привкуса коньячного напитка добавлялись эссенция и краситель. Над производством контрафактного спиртного ежедневно трудились трое рабочих», – сообщила подробности сотрудница пресс-службы ГУВД по РО Екатерина Данова.
Как выяснилось позже, готовая продукция разливалась в пяти- и полуторалитровые бутыли и направлялась на подпольный склад в Константиновске, а оттуда «коньяк» растекался по всей Ростовской области. Впрочем, сдавать продукцию в легальную сеть производители не рисковали. Продукт сбывали на обочинах оживленных автотрасс прямо с автомобиля. При этом покупателям объясняли, что коньяк – настоящий и вывезен из некоего завода в Краснодарском крае. Пятилитровая фляжка такого напитка стоила 270 рублей. По самым скромным подсчетам, изъятая продукция оценивается более чем в 1,1 миллиона.
Как выяснилось, бизнесом владела 30-летняя жительница Мартыновского района. Примечательно, что супруг «бизнесвумен» отбывает трехлетний срок за создание аналогичного цеха. Однако уголовное дело против задержанной возбуждать не спешат. Причину пояснил начальник отдела УБЭП ГУВД по Ростовской области, подполковник милиции Андрей Касич.
«В настоящее время образцы изъятого алкоголя отправлены на исследование в экспертно-криминалистический центр ГУВД по Ростовской области. Специалисты проверят, не опасна ли эта продукция для жизни и здоровья людей. И только после заключения экспертов можно будет определить, какую статью УК РФ инкриминировать подозреваемой», – разъяснил Андрей Касич.
Не секрет, что производство подпольного алкоголя вызывает нескрываемое раздражение легальных производителей, что вполне понятно: дешевизна и доступность «паленки» делают ее серьезным конкурентом.
«Процесс борьбы с контрафактом всегда был крайне сложным. Это усугублялось тем обстоятельством, что государство не торопилось возглавить это движение. 2009 год можно назвать переломным, – считает генеральный директор ГК «Регата» Владимир Ковалев. – Мы ощутили политическую волю, желание навести порядок на этом рынке. Как следствие, все органы государственной власти значительно усилили давление на производителей подделок. В течение второго полугодия 2009-го в России достигнуты большие успехи в этой сфере».
При этом Владимир Ковалев напомнил, что легальные производители алкоголя, кроме всего прочего, вносят существенный вклад в бюджет. Так, завод «Южная столица» в 2009 году только в виде акцизов заплатил около 385 миллионов рублей, а в целом группа компаний «Регата» перечислила в бюджет порядка 700 миллионов рублей.
Очевидно, что государству выгоднее полностью ликвидировать производство «левого» алкоголя, что автоматически поднимет поступления в бюджеты. Однако ростовчанка Элла Ситникова (имя и фамилия изменены. – Прим. ред.) считает, что пока справиться с распространением нелегального спиртного невозможно. Почвой для процветания этого бизнеса является неблагоприятная социальная атмосфера на селе и во многих городах страны.
По данным ГУВД, с начала года на территории области выявлено более 40 тысяч административных правонарушений, связанных с распитием алкоголя и появлением в состоянии опьянения в общественных местах. В Ростовской области на профилактическом учете числится почти 5,5 тысячи хронических алкоголика. Причем в это число вошли лишь те, кто систематически допускает правонарушения на почве злоупотребления спиртным.