Впервые в истории современной российской армии 30 священнослужителей заступают на должности помощников командиров военных соединений и частей Северо-Кавказского военного округа. Для них в Ростове организовали сборы теоретические и практические. Теория, в принципе, далась легко. А вот практика... Прыжки с парашютами, первая медицинская помощь раненым и даже управление боевой машиной спецназа «Тигр». Все это «на своей рясе» испытали военные священники.
Гвардейское соединение СКВО в поселке Рассвет. Бойцы этой бригады, как говорится, не «выкисают» из горячих точек страны. Именно сюда в мороз и ветер пожаловали представители православной церкви. Первый пункт – кубрики, бывшие казармы и выставка стрелкового оружия, которое используют гвардейцы. Судя по вопросам священников, многие из них знакомы с этим оружием.
«Какова прицельная дальность СВД? Ого, 1300 метров! А какова убойная сила? А это АКМС? Знаком с ним. Знаком», – говорит один из священников.
Выясняется, что отец Леандр в миру – полковник Вооруженных сил, служил в ПВО, прошел Афган в свое время.
«32 года в армии и вот теперь уже 12 лет в сане. Очень рад, что буду, так сказать, служить в штабе СКВО. Но это отнюдь не значит, что находиться буду в штабе – впереди множество командировок. А наш округ – ничего, что я его уже своим считаю, воюющий округ», – не скрывает отец Леандр. Впрочем, его это не пугает, как не пугает и отца Михаила, который уже много лет является Настоятелем Патриарших подворий при штабах ракетных войск во Власихе Воздушно-десантных войск.
«Давно пора было церкви пойти в войска. Хотя, по сути, мы от них и не уходили никуда. Просто сейчас это хождение приобретает официальный статус. Ведь 99% военнослужащих – верующие люди. Это вовсе не говорит о том, что все солдаты исключительно православные. Нет. Просто мы – первые, потому что православных людей на Руси больше. Дальше в армию пойдут муллы, раввины и буддистские священнослужители. Православные священники всегда по-братски относились к традиционным конфессиям. Я не думаю, что между нами возникнут какие-то споры, – уверен отец Михаил. Пока всем показывают кубрики, оружие, и пока отцы общаются с военнослужащими, некоторые священники решают вполне мирские проблемы – командировочные удостоверения б отметить. Отец Михаил говорит: «Не поспешайте, все успеется. Не сможете здесь отметить – поставим вам печати в Москве». На вопрос корреспондента 161.ru: «У вас тоже бюрократия?», улыбаясь, отвечает:
«Нет, у нас по-другому. Вот случай курьезный был: пришел как-то батюшка службу вести – в сланцах. Не дело, когда из-под рясы голые ноги видны. Владыка Арсений его спрашивает, мол, почему так вышло-то, а батюшка возводит руку к фреске и показывает на апостолов – смотрите, они ведь тоже в сланцах ходили. Что было дальше, даже на военный сленг не стоит переводить», – смеется отец Михаил.
Вообще, как выяснилось в ходе беседы со священнослужителями, они пришли не со стороны – все так или иначе имеют отношение к армии. А тут и времена настали такие, когда просто «замполиты» уже не могут полноценно воспитать солдата. Они научат, как надо и как должно, но не скажут, как по совести и душе.
«Понимаете, человек духовно-нравственный в критической ситуации не станет действовать спонтанно. Он будет вести себя и согласно обстановке, и согласно своим духовным ценностям. Это очень важно в нашем военном округе. Людям, прошедшим «пекло», необходимо лечить душу. Не каждый боец откроет душу командиру, а вот войсковому священнику – да. Впрочем, и офицеры, и их семьи также стремятся сегодня к духовному общению. А мы, военные командиры, просто восстанавливаем те традиции, которые были в русской армии вплоть до 17-го года», – говорит командир гвардейской роты Александр Хачатуров.
В пасть «Тигра» далее следуют мужчины в рясах. Несколько смелых, подняв подол рясы, садятся за руль боевой машины спецназа «Тигр». Управлять ею оказывается не совсем просто. Самые отважные отправляются на парашютную вышку – подразделение ведь воздушно-десантное, и уметь прыгнуть с парашютом – дело каждого бойца. Ветер немного превышает положенные для прыжков нормативы, но это не останавливает отца Василия, который в свое время окончил Рязанское военное училище ВДВ. Порыв ветра в прыжке с вышки вынес его за пределы поля приземления. Вместо грунта с остатками травы он приземлился на асфальте... на пятую точку. Превозмогая боль, пообщался с прессой. А потом и прессу, и священников пригласили на практические занятия в медчасть. Пока врачи объясняли и показывали на солдатике «отцам», как оказывать первую помощь при тех или иных ранениях, отцу Василию оказывали помощь реальную. Слава Богу, как сказали медики, все обошлось, но проследить за дальнейшим состоянием копчика и позвоночника не мешало бы. Потом последовал учебный корпус. Вот там мужчины в рясах почувствовали себя мужчинами в военной форме. Учебный класс с «игрушкой», имитирующей боевую машину, где каждый мог порулить, а его действия отображал монитор компьютера. Один за рулем. Газ, тормоз, коробка скоростей – все реальное, только машина стоит в классе, ее слегка раскачивают солдаты, чтоб прибавить эффект бездорожья, а все зрители в рясах кричат: «Жми на газ смелее!».
«Я уверен, это все им в реальных боевых условиях очень пригодится. Военнослужащие понимают, что без веры воевать невозможно. Я имею в виду не только православие. Институт военных священников также призван решать и вопросы неуставных отношений и искоренять эти самые неуставные вопросы. Речь даже не о «дедовщине». Мы, Вооруженные силы, перешли на год службы в армии – вопрос «дедовщины» как-то сам по себе отпал. Нет «черпаков», прочих «званий» военнослужащих срочной службы двухгодичной. Но есть вопрос духовного воспитания, вот в этом, я думаю, нам помогут священники», – резюмирует комбриг гвардейского соединения СКВО Владимир Захаров.
Командиру вторит и контрактник Иван Виноградов: «У нас на территории бригады стоит небольшая часовня. Мы построили ее своими силами, без помощи кого-либо. А теперь в этой часовне будет постоянно находиться наш военный священник. К нему можно будет обратиться за советом, согреть душу».
Фото: Фото автора