В Таганроге 82-летняя женщина попыталась насмерть забить зятя молотком. Конфликт длился давно, старушка часто жаловалась на 60-летнего мужчину, но развязка удивила даже знакомых с делом милиционеров. Женщине грозит статья «Покушение на убийство», и она может войти в рейтинг самых пожилых преступниц, если, конечно, в дело не вмешаются психиатры. Почему семейный конфликт едва не закончился трагедией, и чем опасны эти «домашние войны»?
По словам пострадавшего мужчины, однажды дома он проснулся от того, что... его били молотком по голове. Причем, била собственная теща. Проломить череп старушка не успела: проснувшийся мужчина выбил оружие из ее рук и, обливаясь кровью, добрался до дверей соседской квартиры, где ему вызвали «скорую»... Медики поставили тяжелый диагноз – перелом свода черепа и ушиб головного мозга. За дело взялась милиция, а старушки... и след простыл. Сотрудники милиции стали искать обвиняемую, но безуспешно. Не помогли даже звонки на мобильный от внука, которого милиционеры попросили помочь найти бабушку. Та спокойным, но твердым голосом отвечала, что у нее все хорошо и что ее не надо искать. «Еле-еле уговорил ее явиться к нам, до сих пор не понимаю, как мне это удалось», – признался участковый Андрей Минаев.
А чудом выживший мужчина тем временем начал давать показания. Он рассказал, как жил с тещей в совместной трехкомнатной квартире после смерти жены. Сын вырос и поселился отдельно. Мужчина не сильно надоедал пожилой женщине: работал дальнобойщиком. Но с недавнего времени старушка развязала против зятя настоящую войну. Раз за разом стала вызывать милицию и жаловаться приехавшим сотрудникам, что зять якобы пьет, скандалит, дебоширит, бьет ее и вообще всячески сживает со света. Однако проводимые проверки, очные ставки, опросы соседей давали один и тот же результат – жалобы старушки не подтверждались. Никто не видел мужчину пьяным, никто не слышал шума скандалов, оскорблений. Да и побоев на бабушке обнаружить не удалось.
В тот роковой день женщина снова вызвала милицию в пять часов утра. Обвинения были те же – милиционеры не удивились. Собрали у конфликтующих сторон письменные объяснения и удалились. А потом вдруг – молоток, переломы, побег...
Впрочем, пойманная вскоре старушка изложила свою версию событий. Во-первых, молоток она взяла не для того, чтобы проломить зятю череп, а для того, чтобы прибить к окну марлечку от комаров, как раз над головой спящего родственника. Во-вторых, зять, не разобравшись, в чем дело, проснулся, почему-то набросился на нее, и она, защищаясь, несколько раз ударила его молотком... А убежала не потому, что чувствовала себя виновной, а потому, что, как она объяснила сотрудникам милиции, испугалась реакции зятя.
Против женщины возбуждено уголовное дело по статье 111 УК РФ — «Причинение тяжкого вреда здоровью», она, в силу преклонного возраста, избежала ареста и, к своему удовольствию, находится под подпиской о невыезде. В той самой квартире. Мужчина продолжает лежать в больнице, и никто не берется предсказать, что будет, когда он выйдет и вернется под одну крышу с матерью покойной жены.
Эксперты отмечают, что такой приступ агрессивности хоть и не вяжется в нашем представлении о «старушках-божьих одуванчиках», но медиков не удивляет. Подобное поведение среди стариков не редкость. «В таком возрасте люди могут становиться крайне обидчивыми, впадают в инфантилизм, становятся чересчур капризными и требовательными, – предположил доктор психологических наук Евгений Чернов. – Из-за пустякового конфликта они могут впадать в ярость, могут приписывать своим родственникам невесть какие коварные замыслы и начать борьбу с этими замыслами. Например, эта бабушка вполне могла вообразить зятя виновным в смерти своей дочери и в том, что он задумал избавиться и от нее. В ее мозгу могла засесть и любая другая идея, которая привела к плачевным последствиям. В таких случаях необходимо было просто заранее обратиться к психиатру, и как можно раньше. Разумеется, психиатрическая экспертиза будет проведена и в этом случае, но, как знать, может быть, своевременное обращение к специалисту и предотвратило бы происшествие».
Надо отдать должное милиционерам: они много раз пытались помирить родственников и даже предлагали тем обратиться к мировому судье. Но безуспешно.
Пресс-секретарь Ростовского областного суда Максим Босенко подтвердил, что правовая грамотность населения и использование института мировых судей хотя и повысились, но оставляют желать лучшего.
«Сам порядок ведения процесса таков, что стороны высказываются по очереди, друг за другом. И зачастую случается так, что только в суде стороны впервые до конца выслушивают оппонента! Нередко такие процессы заканчиваются примирением сторон, а принятое в суде решение устраивает всех. Не зря такой суд называют мировым! А обращение к закону, консультация с юристом или привлечение адвоката приучают человека решать свои проблемы не кулаками, а цивилизованно, в рамках закона», – заключил Максим Босенко.
Кроме того, как утверждают психологи, мировой суд, даже если не всегда решает такие проблемы, то всегда заставляет призадуматься участников конфликта. Практика показывает: после того, как дело попадает в мировой суд, рукоприкладство между конфликтующими прекращается в подавляющем большинстве случаев – стороны просто-напросто начинают чувствовать авторитет закона.
За то, чтобы граждане как можно скорее перешли к цивилизованным способам решения проблем, особенно ратуют милиционеры. Они-то знают, что самое распространенное орудие убийства – обычный разделочный нож, а место преступления – кухня. «В каждой пятой семье в наше время совершаются какие-либо незначительные правонарушения, а в каждой 18-ой совершаются убийства на бытовой почве. Причем в 60 процентах случаев бытовые преступления совершаются на почве пьянства, в 20 процентах – на почве ссор и 10 процентах – по иным причинам. На мой взгляд, данный вопрос требует глубокого изучения», – убеждена заместитель начальника службы информации ГУВД по Ростовской области Елена Хромых.