Возмутительным назвали поведение турецкой стороны православные священники Ростова, которые с паломниками недавно побывали в городе Трабзон. Местные власти в ходе таможенного досмотра в аэропорту потребовали от священников снять рясы и переодеться в светскую одежду. Более того, снятую одежду под возмущенные восклицания паломников опломбировали и оставили в аэропорту до завершения визита.
В турецкий Трабзон группа ростовских паломников, под предводительством четырех священников и депутата Госдумы Ивана Саввиди, прибыла 15 августа.
Целью визита было посещение богослужения в православном монастыре Панагия Сумела. Кроме ростовчан, в Трабзон съехались православные христиане из Греции, Австралии, США, Австрии, Германии, стран бывшего СССР – всего около 2000 человек. Но такое скопление паломников не остановило турецких таможенников, которые вдруг решили раздеть священников.
На недоуменные вопросы, к чему все это, им ответили: «Чтобы исключить всякое богослужение!» Во всяком случае, так утверждает один из ростовских священников, подвергшихся насильственному переодеванию, протоиерей Олег Добринский. Он крайне оскорблен произошедшим.
«И это страна, которая стремится в Евросоюз! Кстати, на обратном пути в аэропорту они долго отказывались выдавать наше облачение! А мы все равно службу провели, в обычной одежде! И ничего, да разве истинно верующего можно такой ерундой остановить?!» – не может сдержать возмущения Олег Добринский. Он считает, что инцидент вполне соответствует царящим в Турции нравам.
Тем временем представители центра турецкого языка и культуры в Саратове, с которыми связались корреспонденты 161.ru, пояснили, что речь идет о давно укоренившихся традициях, направленных на поддержание религиозной толерантности в городе. «Дело в том, что в Турции даже духовные лица ислама не показываются на улицах в религиозных одеждах. Только в мечетях и во время отправления культа. Конечно, это правило силы закона не имеет, но этот обычай мог стать причиной инцидента в Трабзоне. Отчасти он объясняет и то обстоятельство, что паломников не тронули первые два раза, а на этот раз решили поддержать традицию», – предположил представитель Центра.
Ростовским священникам пришлось отправлять богослужение в майках с какой-то рекламной акции и рубашках, купленных наспех. Оскорбленные, они настаивают на версии об умышленном притеснении христиан.
«В стране существует группа криптохристиан, то есть тайных христиан. Заявить открыто о своей религиозной принадлежности они просто боятся. Живущие в Турции эллиноговорящие меньшинства также подвергаются преследованиям на религиозной почве», – утверждает протоиерей Олег Добринский.
В то же время протоиерей Ростовской епархии отец Иоанн Осяк не считает, что конфликт был организован на государственном уровне. «Это, скорее всего, неполитический шаг, инспирированный кем-то на месте. Другого разумного объяснения у меня нет», – размышляет отец Иоанн. Он уверен, что получивший такую широкую огласку инцидент может сказаться на благополучии местного туристического бизнеса.
«Православная святыня в Трабзоне является притягательной для многих христиан, происшедшее может отбить у них охоту к посещению тех мест. Они рискуют потерять многих посетителей, а значит, и часть доходов», – заключил отец Иоанн.
Отдельные вопросы вызывает сама организация паломнического визита. Ведь наверняка российские дипломаты в Турции должны знать о существующих традициях в Трабзоне, а программа визита заранее согласовывалась с властями. Тогда непонятно, почему российская миссия оказалась не готова к предъявленным требованиям. Российское консульство в Трабзоне никаких комментариев по инциденту не дает, даже непонятно, вступились ли дипломаты за честь и достоинство отечественных священников или предпочли отсидеться за стенами консульства.
А вот у российских таможенников поведение турецких коллег вызвало искреннее недоумение. «Да, мы иногда заставляем людей раздеваться, но это бывает редко, для такой процедуры нужны веские основания, например, наличие оперативных данных, что человек проводит наркотики. Но просто так – упаси боже! Что касается священников любого вероисповедания – я не знаю случаев, когда у нас на таможне кого-нибудь из них задерживали. А чтобы заставить его переодеться – это, знаете...» – не нашла подходящих слов пресс-секретарь Южной оперативной таможни Елена Артищева.
Фото: Фото Федора ЛАРИНА