В Красном Сулине рабочие выступили против задержки заработной платы, плохих условий труда и изменений в системе оплаты. После того как один из цехов «Стакса» простоял день без работы, администрация завода нашла 39 недобросовестных работников и уволила их по статье. Рабочие возмутились и стали пикетировать бывшую «родную проходную».
Кроме 39 уволенных, еще несколько человек решили покинуть «Стакс» по собственному желанию, но, не получив расчета, присоединились к забастовщикам. На территорию завода их, понятное дело, никто пускать не собирался. Поэтому люди два дня просидели возле проходной, после чего в Красный Сулин начали съезжаться журналисты.
«Я не вижу никакого повода для вмешательства прессы, – открыто заявил генеральный директор «Стакса» Олег Сидоров, который разрешил редакционной машине 161.ru беспрепятственно въехать на территорию металлургического комбината. – Судя по тому, как слаженно они работают с прессой, этой протестной группой кто-то руководит. С какой целью? Я не знаю. Уволили мы тех, кто не хочет работать, кто позволяет себе выходить на работу в пьяном виде, нарушает трудовую дисциплину».
По словам Олега Сидорова, все дело в модернизации. Несмотря на тяжелые времена и затеянную в отношении «Стакса» процедуру банкротства, завод продолжает развиваться. Еще два месяца назад он выдавал 400 тонн металла в сутки, а после установки нового оборудования готов выдавать всю тысячу. Руководство предприятия, которое входит в промышленную группу МАИР, решило пересмотреть условия оплаты труда и вместо твердого оклада платить людям по выработке. «Тем, кто привык деньги получать, а не зарабатывать, это, конечно, не понравилось, – разводит руками Олег Сидоров. – Мы предприятие коммерческое и должны приносить прибыль. Проведенная модернизация отнюдь не снизила количество рабочих мест на предприятии, наоборот – мы сейчас будем людей подыскивать. В том числе и на места уволенных».
Теперь уже бывший сотрудник «Стакса» Владимир Дубровский объяснил, почему рабочим не понравились «новые условия оплаты». «У нас основная часть зарплаты – это премия по результатам работы, так что мы всегда работали на результат, – горячится Владимир Дубровский. – Только комбинат уже который месяц работает с перебоями – сырья нет. Какая же тут может быть выработка? И что, рабочие виноваты, что заводу не на чем работать?» Сам Владимир подыскал уже другую работу, потому что надоело кормить свою большую семью обещаниями о скорой зарплате.
«Люди на заводе зарплаты не видели уже 2,5 месяца, – согласился побеседовать с корреспондентом 161.ru один из участников акции протеста Андрей Соловьев. – Людей просто это все достало, и было принято решение о забастовке. Сколько можно терпеть такое скотское отношение к себе?»
По словам Андрея, 17 июля на «Стаксе» остановился элекстросталеплавильный цех. Люди пришли на свои рабочие места, но поставили руководство в известность, что работать не будут. Забастовку поддержали практически все рабочие. Но уже на следующий день руководству удалось набрать народу на одну смену, и цех запустили. «Кого-то припугнули увольнением, люди сломались и пошли. А меня и еще 38 человек уволили по статье за прогулы, – возмущается Андрей Соловьев. – Просто показали список уволенных, а приказов мы не видели. Как не видели и своих расчетных. Уволены мы несправедливо. Будем добиваться правды!»
Забастовщики убеждены: нарушены все их права. Мало того что предприятие страдает хроническими задержками зарплаты, так никто не заботится о рабочей одежде металлургов, средняя зарплата на предприятии колеблется в пределах 8000, но из-за простоев за июнь мало кто из них получил более пяти тысяч. Трудится на предприятии порядка 800 человек, в основном – мужчины. Права отстаивать свои права на работе их никто не лишал, но администрация этим демонстративным увольнением быстро показала всем, кто в доме хозяин и у кого на заводе больше прав. «Эти края – металлургов, здесь нет недостатка в квалифицированной рабочей силе, к тому же недавно по соседству закрылся другой завод, порядка полутора тысяч человек сейчас ищут работу, так что мы быстро закроем возникшие вакансии», – небезосновательно уверен генеральный директор «Стакса».
В условиях, когда экономический кризис поджимает предприятия с одной стороны, вынуждая сокращать расходы на производство; а с другой – практически уничтожен институт профсоюзов, любой бы собственник был так уверен в своих силах. Мало кто из нынешних пролетариев знает, как правильно оформить забастовку, чтобы обезопасить себя в последующих разбирательствах с администрацией. О том, что можно, собравшись втроем и подписав протокол собрания членов рабочего коллектива, буквально «на коленке» соорудить профсоюз и тем самым заставить собственника разговаривать по-другому, догадываются единицы. Угроза произвола собственников очевидна. Но кроме нее есть и другая опасность. «Главную угрозу я вижу в том, что наш народ не имеет чувства собственного достоинства, – говорит председатель отделения партии «Справедливая Россия» в Красном Сулине Григорий Петренко, который согласен помочь забастовщикам «Стакса» выйти из создавшегося положения. – В свое время, работая на предприятии, я докопался, что на нашем заводе людям платили меньше всех в отрасли. Я сколотил группу, и мы собрали 80 пакетов документов для отправки в суд. Дело было верное, надо было только подсчитать сумму иска. Сделать это за 10% от предполагаемой суммы выигрыша согласились люди из заводской бухгалтерии. Я собрал народ, рассказал им об этом. И что вы думаете? Никто не стал иск подавать. Один я подал – и выиграл, кстати. Где достоинство этих металлургов? Зарплата ниже некуда, их унижают, а они молчат. Раньше хоть иногда приходили посоветоваться, а сейчас даже не приходят».
...Когда за редакционной машиной закрылись старые металлические ворота первой проходной, мы заметили у входа двух слегка промокших под скупым июльским дождем молодых людей. «Вы не из забастовщиков ли будете?» – решили поинтересоваться на всякий случай. «Нет, мы наниматься пришли, слышали, здесь в бригаду набирают... да уже набрали, говорят», – безрадостно махнул рукой один из них, и мужчины молча побрели прочь.