Министерство социального развития намерено предложить жителям Дона присматривать за одинокими пенсионерами и инвалидами. Не бесплатно, уход за беспомощным человеком государство будет оплачивать. Критики этой идеи убеждены: да, старики – как дети, но только у нас приемные дети то и дело становятся игрушкой в руках сомнительных благодетелей, а будет ли кому дело до приемных стариков?
Мест в домах престарелых катастрофически не хватает, и с годами эта проблема вряд ли потеряет актуальность. Вот и придумывают власти, как выйти из положения. Но никакой обязаловки, в дома к чужим людям пойдут только те старики, которые сами этого захотят. «Забрать инвалида или пенсионера в семью можно будет только по личному заявлению человека и только на основании двустороннего договора, – рассказала в беседе с корреспондентом 161.ru пресс-секретарь министерства социального развития Ростовской области Мадина Клиничева. – Кроме того, необходимо документально подтвердить все имущественные права этих людей. Так, например, при помещении его в дом престарелых он остается собственником своего жилья и может делать с ним что хочет – сдавать, продавать, дарить. Эти же права необходимо соблюсти и при принятии пенсионера в другую семью».
Идея, которую взяли за основу ростовские соцработники, не оригинальна. В Самарской области программа действует уже около года, поэтому в разработке деталей наши специалисты будут опираться на опыт коллег из Поволжья. Необходимо разработать типовые юридические документы и схему заключения договора. Плата за работу – отдельная тема для обсуждения. «В Самарской области за «приемного» пенсионера семье платят 2,5 тысячи рублей плюс она получает право распоряжаться 75% его пенсии. Какие условия будут у нас, пока сказать трудно. Самое главное – защитить права стариков, чтобы их не обижали, надо определить, кто будет следить за всем этим», – один из разработчиков программы Лидия Сметатина обеспокоена тем, приживется ли нововведение на Дону.
Прежде, чем предлагать идею, сотрудники органов соцобеспечения, по их словам, провели в области масштабные опросы. И выяснили: пока лишь 85 семей готовы приютить у себя стариков-пенсионеров. Сотрудники министерства социального развития оптимистично полагают, что такие семьи могут помочь не одному человеку.
Но первыми откликнулись на призыв о помощи те, кто лучше других знает, что такое «нуждаться» и что такое «помогать». Михаил и Татьяна Сорокины, воспитавшие в своем семейном детском доме более 50 приемных детей, приняли в свою семью двух «ничейных» стариков. Абсолютно бесплатно, не дожидаясь от государства никакой помощи. Звонок корреспондента 161.ru застал Татьяну Сорокину в пути – она везла в больницу одного из престарелых «приемышей». Татьяна Васильевна уверена, что к такой проблеме подходить с коммерческой точки зрения нельзя.
«У нас вон недавно объявили о создании детских семейных домов и что за это будут доплачивать. Некоторые под это дело понабирали себе детей – а теперь многие возвращают их! Как, по-вашему, зачем они их брали, из желания согреть этих детей своим душевным теплом?! И пенсионеров брать на проживание только за деньги нельзя, а если делать это только из желания заработать – то это получаются грязные деньги!», – отчаянно отстаивает свою точку зрения Татьяна Сорокина.
Руководитель Ростовской общественной организации инвалидов «Феникс» Галина Соколюк считает, что идея интересна и крайне необходима.
«Ранее принятые законы об инвалидах уже привели к необратимым перекосам в жизни общества – как человеку с пенсией в 2700 рублей жить и платить за квартиру? А так у них появляется хоть какой-то выход», – убеждена общественница.
Депутат Госдумы РФ Михаил Емельянов считает, что этот «выход» надо очень тщательно контролировать. «Идея данного социального проекта не нова. Коммерческие структуры уже не первый год предлагают пожилым людям так называемую «пожизненную ренту», содержание за право наследования квартиры. Но, насколько мне известно, данная услуга не пользуется спросом, в первую очередь потому, что пенсионеры просто боятся столкнуться с мошенниками и остаться на улице, – объясняет председатель Совета регионального отделения партии «Справедливая Россия: Родина/Пенсионеры/Жизнь» в Ростовской области Михаил Емельянов. – Думаю, гарантии властей смогут изменить ситуацию. Главное, до мелочей продумать законодательную базу, в которой отразить права и обязанности как патронатных семей, так и пожилых людей, а также прописать все полномочия региональных контролирующих органов».
Прозорливые медики скептически оценивают затею минсоцразвития. Может быть, старики и в самом деле – как дети, но только эти дети умеют читать и смотрят телевизор регулярно, намекают врачи. А там – скандал за скандалом в приемных семьях. «Я ожидаю, что у большого количества пенсионеров и инвалидов возникнет серьезное недоверие к подобного рода акции, – убежден врач-геронтолог одной из ведущих ростовских клиник, пожелавший остаться не названным. – Это недоверие порождено отчасти негативным опытом жизни, отчасти материалами в СМИ, которые рассказывают о конфликтах при усыновлении малолетних детей. Кроме того, даже если обоюдное согласие будет достигнуто, необходимо, чтобы люди подходили друг другу. Чтобы у них совпадали привычки, взгляды и, если хотите, даже политические убеждения». Медик считает, что возвращенный из «нехорошей» приемной семьи ребенок, конечно, получает психологическую травму, но у него впереди вся жизнь, чтобы ее залечить. Для возвращенного в дом престарелых пожилого человека такой удар судьбы может стать последним.
Фото: Фото www.photoforum.ru