Полуразрушенный дом в Ростове на улице Пушкинской, 173 признан объектом культурного наследия. Такое решение вынесло областное министерство культуры в минувшую пятницу на заседании научно-технического совета. Для собственников, которые здание разрушили, такое решение – это почти автоматически повестка в суд. А как быть с теми, кто решил под одним номером расположить два дома и сделать вывод, что один дом можно сносить, а другой – нельзя?
Дом снесли в ночь с 20 на 21 марта. Неизвестные люди на бульдозере разрушили три стены, оставив на память об особняке только арочный фасад из старого английского кирпича. Часть стены удалось спасти благодаря усилиям вице-мэра Сергея Манакова, который в ранний час вывел на прогулку свою собаку. Он остановил рабочих и привлек внимание прокуратуры к тому, что делается в исторической части города под покровом ночи.
Владелец здания заявляет, что здание культурной, исторической и археологической ценности не имеет, о чем и документ соответствующий есть. Правда, выданный в прошлом веке. Сейчас министерство культуры пересмотрело свои взгляды на ценности и выяснило, что ... речь идет о разных домах.
«На самом деле под номером 173 на улице Пушкинской находились сразу два дома. Причем второй дом ни в какой мере не подходит под категорию культурного наследия. Документы, выданные на этот объект, оформлялись примерно 15-16 лет назад. Конечно, без согласования здание не должны были сносить. Но сначала наши специалисты должны будут расследовать обстоятельства дела, уточнить юридическую сторону вопроса и оформить суть наших претензий», – попытался прояснить ситуацию заместитель министра культуры области Валерий Гелас.
Ясно одно – претензии будут. Раз на заседании научно-технического совета решили, что разрушенное здание представляло культурную ценность для Ростова, собственнику придется... восстановить разрушенный памятник.
«В министерстве культуры мне сказали, что готовится исковое заявление в суд. Я считаю, что с собственником надо встретиться до суда, – председатель ростовского регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и архитектуры Александр Кожин настроен весьма решительно. – Вполне вменяемый человек поймет, что досудебная встреча поможет решить задачу воссоздания исторического облика здания, ну, или то же самое решение вынесет суд. Истцу или ответчику еще придется раскошелиться на судебные издержки, терять время. Стены-то уже разрушены, а вот тот самый исторический фасад вполне реально восстановить. И еще раз напомнить всем, что в Ростове три исторические зоны – это район Центрального рынка, где расположен Собор, далее улица Большая Садовая и улица Пушкинская. И я не устану на каждом шагу это повторять!»
Общественник написал письмо на имя генпрокурора в ЮФО и добился, чтобы надзорное ведомство заинтересовалось владельцем здания. «Собственник – сугубо частное лицо. Некто Георгий Витальевич Мазин. Сейчас мы проводим проверку по факту сноса. Пока идет эта проверка, дополнительную информацию сообщать не имеем права», – лаконично сообщил 161.ru анонимный источник в прокуратуре.
Поисковая система в Интернете выдала место работы г-на Мазина. Это автосервис в ТЦ «Горизонт» на проспекте Нагибина. Отчество счастливого обладателя разрушенного особняка на Пушкинской совпадает с именем владельца ТЦ «Горизонт» Виталия Мазина. Побеседовать непосредственно с владельцем дома 161.ru не удалось – Георгий Витальевич был в отъезде. В пресс-службе ТЦ «Горизонт» сказали, что Виталий Григорьевич Мазин никакого отношения к скандальному особняку не имеет.
Как бы то ни было, а покупка оказалась проблемной. По данным ростовского агентства недвижимости «Титул», на сегодняшний день сотка земли в этом районе стоит порядка пяти миллионов рублей, это без учета постройки. Специалисты говорят, что если сделку заключили до кризиса, то цена могла быть на 20% выше. Но мало того, что «специалисты» в муниципалитете умудрились под одним номером поселить сразу два разных дома, сделали их разными по степени значимости, так теперь еще собственнику грозят непредвиденные дополнительные траты.
Известный археолог, член ростовского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Павел Ларенок убежден, что место, на котором стоял снесенный дом, несомненно представляет интерес для археологов. Он считает, что виновный в разрушении дома по закону обязан будет оплатить проведение на его месте археологических раскопок. «Дом находился на окраинной части крепости Димитрия Ростовского, с которой и началось существование Ростова. Конечно, в ходе строительства здания, которое велось еще в конце XIX века, строители могли уничтожить все, что представляет интерес для изысканий. Однако установить это можно только после проведения хотя бы небольших изыскательских работ», – считает Павел Ларенок. По его мнению, стоимость таких работ может колебаться от 20 до 50 тысяч рублей. А начинать новую стройку без археологических разборок закон не позволяет.