– Парадокс – есть мнение, что кризис пошел на пользу вашему банку?
– Можно сказать и так. Ведь слово «кризис» происходит от латинского crisis и в переводе на русский означает «перелом». Для нас это стало переломом к лучшему. Мы по-прежнему предлагаем весь спектр банковского обслуживания, но теперь наши клиенты получили дополнительные гарантии в виде репутации и государственного статуса нового акционера – ВЭБа. Для клиентов-вкладчиков, это прежде всего гарантия сохранности денежных средств, для корпоративных клиентов – гарантия стабильности финансирования.
– Что произошло с банком после смены владельца?
– В декабре 2008 года была проведена реструктуризация активов банка, в результате чего капитал банка увеличился с 13,3 до 17,8 млрд руб., а чистая прибыль по состоянию на 01.01.2009 составила 4,1 млрд руб. И, что крайне важно, у банка появились ликвидные активы, то есть, попросту говоря, живые деньги, которые мы сейчас направляем на цели кредитования.
– Что означает для банка смена собственника и переход из разряда частных банков в государственные?
– Это смена приоритетов в развитии, совершенно новые задачи и огромная ответственность. И, конечно, чувство команды, понимание, что мы теперь не одиночный игрок на рынке, а часть крупной госсруктуры – Внешэкономбанка.
– Представителей бизнеса очень волнует проблема стабильности финансирования: столкнувшись с кризисом ликвидности, ряд банков вынужден требовать досрочного погашения кредита.
– Этой проблемы у банка «ГЛОБЭКС» нет. Наши клиенты-заемщики могут планомерно осуществлять свою хозяйственную деятельность без опасения, что с них потребуют «возвращать долг в любое время суток».
– Какие для себя перспективы видит банк «ГЛОБЭКС» в нынешнем положении?
– В связи с приходом нового акционера возможности банка «ГЛОБЭКС» кардинально расширились: возникает неограниченное фондирование для предоставления кредитов. Как следствие в ближайшей перспективе – увеличение как занимаемой доли рынка, так и присутствия в регионах. Например, к июню-июлю 2009 года филиал «Ростовский» планирует открытие операционного офиса в Сочи. Операционный офис сможет в том числе обслуживать олимпийские инвестиционные объекты, финансирование которых организует Внешэкономбанк.
– Банк «ГЛОБЭКС» остается универсальным банком?
– Безусловно. Мы обслуживаем и частных лиц, и корпоративных клиентов. Оказываем все виды банковских услуг.
– А подход к клиенту? Вы всегда славились высоким качеством обслуживания?
– Я могу со всей ответственностью заявить, что у нас сохраняется индивидуальный подход к клиенту и отсутствуют пресловутые бюрократические барьеры. Для корпоративных клиентов банк открыт до 19:00, что немаловажно в нынешний момент, когда особое значение приобретает скорость взаиморасчетов и платежная дисциплина. У нас нет ограничений и по сфере обслуживания, наши двери всегда открыты. Банк отслеживает ситуацию на рынке и в соответствии с тенденциями меняет тарифы и ставки. Так, совсем недавно произошло очередное увеличение ставок по депозитам для частных лиц, а в мае этого года банк планирует ввести новую линейку вкладов, где будут представлены удобные и доступные продукты, в том числе социальной направленности.
Кроме того, переход в категорию госбанков никак не повлиял на нашу открытость.
– Большинство банков, которые еще год назад активно рекламировали свои кредитные продукты, сейчас также активно рекламируют свои депозитные условия. Дефицит денег или изменение самосознания банкиров?
– Рынок меняется, меняются на нем и правила игры. Банки пересматривают свои кредитные программы, некоторые кредитные продукты становятся нецелесообразны. Скорее всего, эта тенденция – как реакция на недостаток ликвидности, так и на изменение самосознания банкиров.
– Что сейчас происходит с рынком кредитования?
– В последнее время многие компании столкнулись с трудностями при получении кредита. И причин здесь несколько. В условиях нехватки ликвидности с кредитного рынка ушло значительное число банков. Декларативно банки продолжают кредитование, в реальности же выдача кредитов «заморожена» еще с конца 2008 года. Дисконты при этом увеличиваются, как и требования к заемщикам. В связи с общей ситуацией на рынке изменяются и рассматриваемые банками залоги: обязательным требованием теперь выступает высокая ликвидность залога. Проблематичным стало получение долгосрочных кредитов, сроком от 1,5 года. Некоторые клиенты банков уже столкнулись с последствиями кризиса ликвидности: от повышения ставок по действующим договорам до вынужденного досрочного погашения кредита.
– Как ведет себя в этих условиях «ГЛОБЭКС»?
– Банк «ГЛОБЭКС» – это совсем другая история. Мы готовы кредитовать всех, чей бизнес рентабелен и кто способен аккуратно обслуживать и погашать кредит. Несмотря на кризис, мы активно наращиваем кредитный портфель, мало того, эта задача поставлена перед нами Внешэкономбанком. С приходом государства в лице нового акционера у нас изменилась кредитная политика. Теперь банк участвует в реализации антикризисных программ правительства РФ по поддержке ключевых отраслей экономики. Банк «ГЛОБЭКС» уже приступил к реализации программ по поддержке и обеспечению финансовыми ресурсами предприятий, в том числе системообразующих. В конце прошлого года банк профинансировал «АвтоВАЗ» (три миллиарда рублей), в марте банком были открыты кредитные линии ОАО «Территориальная генерирующая компания №1» (два миллиарда рублей), Бийскому олеумному заводу (23 млн рублей), ЗАО «Щелково Агрохим» (180 млн рублей). В ближайшей перспективе «ГЛОБЭКС» станет уполномоченным агентом Внешэкономбанка в реализации программ по поддержке малого и среднего бизнеса.
– Сложно получить у вас кредит?
– Замечу, что в рамках активизации кредитования у нас упростилась процедура принятия решений. В частности, работа строится так, что еще до подготовки полного пакета документов предприятия могут четко сопоставить свои возможности и требования банка в отношении заемщика.
Рассматривая вопрос о кредитовании того или иного предприятия в нынешних условиях, основное внимание банк «ГЛОБЭКС» уделяет финансовому состоянию заемщика, которое сейчас у многих не то, что было до октября 2008 года. Вместе с тем, если мы видим потенциал в заемщике, положительную историю развития бизнеса, деловую репутацию владельцев и руководителей этого бизнеса, то банк готов к сотрудничеству.
– Обрушить работу даже крупного банка можно, если поставить на улице человека, который вручит нескольким сотням людей листовку с призывом изъять деньги из того или иного банка. Неужели кредитно-финансовые институты так беззащитны? Может быть, надо проводить больше разъяснительной работы с людьми? О чем им надо говорить?
– Конечно, «моральный ущерб» от таких происков конкурентов может и быть. Как противодействие – повышение финансовой грамотности граждан, разъяснительная работа, чем мы и занимаемся с момента создания нашего филиала. Не сделаю открытия, сказав, что в условиях текущей нестабильности многие банки не становятся «разговорчивее» и ближе к клиенту. Нынешний кризис заставляет пересмотреть свои приоритеты. Но мы по-прежнему прозрачны. У нас все также могут получить бесплатные консультации, сотрудники операционного зала всегда «выведут клиента из финансового лабиринта», разъяснят механизмы наилучшего сохранения средств и рычаги управления деньгами. Наши клиенты не раз убедились, что я всегда доступна для них, как в офисе банка, так и по электронной почте.
– Есть разница между банком «ГЛОБЭКС» до кризиса и банком «ГЛОБЭКС» сейчас?
– Разница видна и ощутима. Прежде всего – это высокие гарантии, как для физических лиц, так и для корпоративных клиентов. Раньше банк работал исходя из интересов частных акционеров, теперь наш ориентир – Внешэкономбанк. Основная цель деятельности Внешэкономбанка – способствовать развитию конкурентоспособности российской экономики, а мы являемся агентом ВЭБа, потому что, исходя из своих приоритетов и задач, точно также наш главный акционер ставит задачу и перед нами. Мы должны реализовывать те задачи, которые сейчас стоят перед государством. На сегодня – это доведение финансовых ресурсов до реального сектора с тем, чтобы его оживить.
– Что дает вам повод для оптимизма?
– Зная работу банка изнутри, я четко вижу многообещающие перспективы развития. Кроме того, новая система менеджмента принесла с собой большую доступность высшего руководства банка для регионов. В новых условиях работы у нас есть обратная связь и большая степень ответственности за происходящие изменения. Мой рабочий день стал длиннее. Мне лично нравится, когда банк предъявляет к сотрудникам повышенные требования, ведь это стимул к постоянному развитию. У нас обозначился совершенно новый срез клиентуры, усложнились задачи. Однозначно могу сказать: работать стало интереснее!
– Пришлось ли вам расставаться с сотрудниками, и как вы оцениваете эту меру?
– Да пришлось, но это объективные меры. Сейчас идет полное изменение структуры банка, меняется функционал. Теперь банк разделяет риски между регионами и головным офисом. В кадровой политике адаптивность, компетентность сотрудника вышли на первый план. Конечно, не все сотрудники оказались готовы работать в новых условиях, кто-то пошел по другой линии профессиональной деятельности, кому-то не нашлось места в новой структуре, исходя из новых задач, стоящих перед банком.
– Как руководитель вы считаете, что сейчас изменилось мировоззрение работодателя или оно осталось прежним? А мировоззрение наемного работника?
– Прежде всего работодатель стал увереннее в своих требованиях. Кадровый рынок перешел от рынка соискателя в стадию рынка работодателя. Подбор персонала стал богаче на профессионалов.
– Понятие «антикризисный менеджер» появилось задолго до осени 2008 года. Но, на ваш взгляд, какими качествами теперь, в новых экономических условиях должен обладать менеджер, на которого возложена ответственность за судьбу бренда и коллектива?
– Умение видеть главное в комплексе деталей, принимать взвешенное и своевременное решение, объективно оценивать ситуацию, исходя из анализа угроз и возможностей, сейчас, как никогда, актуально. И, конечно же, без стойкости, выдержки и смелости нести ответственность за принятые решения нам никак не обойтись.