Вслед за отечественными автопроизводителями российские обувщики и кожевенники просят Путина увеличить пошлины на импортную обувь. Они убеждены, что в противном случае отрасли кризиса не пережить. Ростов-на-Дону, признанный «обувной Детройт» России, поддерживает коллег, но эксперты рынка сомневаются: как бы обувщики не пошли вслед за деятелями автопрома, которые после повышения пошлин на ввозные авто тут же подняли цены на свою продукцию. Качество при этом осталось на прежнем уровне.
Российский союз кожевенников и обувщиков взялся за перо неспроста. «...Считаем своим долгом обратиться к Вам с открытым письмом, так как иные формы донесения до Вас информации нам недоступны», – уже в первом абзаце объясняются промышленники с Путиным. Дальше по пунктам они объясняют, как дошли до жизни такой: как не все пережили дефолт 1998 года, но обеспечили страну обувью; как модернизировались, терпели «серый» импорт и откровенные лоббистские законы, принятые в пользу заграничных производителей. «У нас нет больше ресурсов – жить «вопреки» экономическим условиям, – подводят невеселый итог обувщики и кожевенники. – Нужно либо закрывать производства, либо что-то менять».
Менять предлагают не так уж много, всего лишь увеличить до 25% пошлину на ввозную обувь. Сейчас импортеры платят 10%, и, покупая за 400-500 рублей пару китайской обуви среднего сегмента, продают ее в Ростове уже за 1800. В то время как рентабельность сектора производства обуви, по заявлениям специалистов, в Ростове лишь в благополучном 2007 году достигла уровня в 7%. Что будет после кризиса, сейчас не берется угадать никто. «У нас есть заказы на обувь, но не на что ее производить, – объясняет коммерческий директор ростовской обувной фабрики Nine Lines Роман Кантур. – В этой отрасли трудно работать без кредитов. Производитель обуви получает за нее деньги только после реализации. Объемы у нас уже сократились в два раза.
С октября пытаемся получить кредит, и вот только сейчас стали появляться какие-то просветы в переговорном процессе с банками». Кризис заставил донские обувные компании, которых зарегистрировано порядка 70 во всей области, потуже затянуть пояса. На Юросе перешли на трехдневную рабочую неделю, на Walrus пока держатся, но 300 человек персонала в любой момент могут оказаться на улице. Покупатели сокращают объемы, поставщики материалов требуют авансы, а оборотные средства на исходе. В таких условиях одна надежда – на Путина. «Да, повышение пошлин крайне необходимо, – без особого энтузиазма в голосе поддерживает коллег замдиректора по перспективному развитию компании компании Walrus Светлана Шарова. – Мы только-только с колен поднялись за эти 10 лет, а тут снова...» Она не особо верит в то, что ситуацию можно улучшить, скажем, усилением борьбы с «серым» импортом. «Все мы видим, как с ним «борются»: конфискованные товары массово вкидываются на рынок, хотя по правилам надо бы все это уничтожать бульдозерами», – недоумевает специалист.
Импортеров обуви предложение российских промышленников, ясное дело, не радует. Они настойчиво кивают в сторону отечественных автопроизводителей, которые, как только поднялись пошлины на ввозные авто, не удержались от соблазна поднять цены на ВАЗы и сборные Нyundai. Они убеждены, что такая мера если и приведет к увеличению количества российской обуви на рынке, то никак не повлияет на ее качество. «Многие российские производители работают под брендами известных марок и завоевали определенное доверие покупателя, – утверждает директор по розничному и франчайзинговому развитию компании Zali Casa Станислав Кошель, – но сейчас конкурировать надо на уровне эффективности менеджмента и качестве обслуживания. Отечественным обувщикам надо расширять ассортимент, а то возьмут одну коллекцию и копируют ее. Российские производственные мощности позволяют в среднем и низком ценовом сегментах на 70% обеспечить рынок мужской обуви. Но уровень качества не дотягивает».
С ним не согласен советник Торгово-промышленной палаты Ростовской области Эдуард Тесля. Он отметил, что процент возврата, например, обуви, которую донские специалисты сшили для российской армии, существенно снизился. «Качество нашей обуви в последнее время существенно улучшилось, она вполне конкурентоспособна и по цене, и по качеству. Такой производитель не боится конкуренции ни с Западом, ни с Китаем», – убежден Эдуард Тесля. И тут же находит свой «камень» для импортного «огорода»: «Во многих наших бутиках вы можете видеть обувь, которая из-за ее провального качества продается на Западе по бросовой цене. У нас же такая обувь преподносится как последнее достижение европейской индустрии. Если импортная пошлина остановит поступление к нам такой продукции – это пойдет на пользу всем».
Как отреагировало на письмо правительство РФ, пока не ясно. Но уже сейчас нетрудно подсчитать, во что может обойтись рядовому покупателю такая инициатива промышленников. Несмотря на прилагательное «российский», процент импортного сырья в тех же донских ботинках и туфельках иногда достигает половины от себестоимости. Это значит, что удорожание доллара и евро и без нововведений обязательно скажется на ценниках уже в ближайшие месяц-полтора. При этом они предлагают, чтобы поднялась цена на импорт – а у нас сейчас 85% рынка обуви им занято. И хотя отечественные обувщики в один голос твердят, что в случае повышения пошлин на импорт скачка цен на свою продукцию не допустят, не совсем ясно, кто им в этом сможет помешать.
Полный текст открытого письма здесь.