В приемной депутатов Законодательного собрания Ростовской области от коммунистической партии России царит такой аскетизм, что никаких сомнений относительно политических убеждений хозяев офиса не возникает. Даже если не заметить алое полотнище над входом, то скромность обстановки обязательно удивит: только стол и стеллаж секретаря, да застывший в своем молодом бессмертии товарищ Че приветливо смотрит со стены. «Этот портрет нам подарили друзья из Венесуэлы во время визита Уго Чавеса в Ростов», – не без гордости сообщает Евгений Бессонов, младший из политического дуэта братьев Бессоновых. На вопрос, как два брата-депутата делят власть, оба смеются. «Делим так: молодых и интересных посетителей – к старшему, всех остальных – к младшему!» – резюмирует Владимир Бессонов, который согласился побеседовать с корреспондентом 161.ru о положении в области и путях выхода из кризиса.
– Как прошли последние выборы глав местных поселений? Какие очередные выводы сделали коммунисты?
– Очень интересные выводы, знаете ли. Например, что города-доноры дают более высокий процент проголосовавших за КПРФ, чем дотационные регионы. Новочеркасск, город-донор, – 33% за КПРФ, Таганрог – такой же показатель, а возьмем дотационный Целинский район – меньше 3%.
– Странно, обычно именно депрессивные регионы считаются более «левыми». Как вы сами объясняете такую закономерность?
– Это связано с тем, что глав одних районов «наклоняют», а других нет. Принцип прост: не будет «нужного» процента – не будет денег. А с теми, кто сам на себя зарабатывает, уже сложнее договориться. На него уже надо через уголовные дела давить, и пр. Мы даже фильм сняли по итогам выборов. Назвали его «Мертвые души». Передали всем депутатам, представителям областной администрации. Даже губернатору одну копию отправили. Бывшему прокурору Чаплину тоже отдали, но он никак не отреагировал на факты, изложенные в фильме. Надо бы встретиться с новым прокурором и вновь этот вопрос поднять. Дело в том, что борьба с фальсификациями на выборах – это принципиально. Человек, занявший пост в результате незаконных выборов, может злоупотреблять властью, отмывать деньги. Нелегитимность власти дает ей возможность дальнейшего нарушения закона. Поэтому мы намерены с этим серьезно бороться. В РФ уже созданы прецеденты по привлечению к ответственности должностных лиц за незаконные манипуляции в процессе выборов. В Ростовской области, к сожалению, такого еще не было, но мы не теряем надежды.
– Владимир Иванович, к вам приходит со своими жалобами много простых людей. Можете описать, как выглядит кризис с самого низу?
– Можем сказать, как он выглядит сейчас в селе, потому что селу мы традиционно уделяем много внимания. Так вот, там кризис длится уже 15 лет. Финансовый кризис коснулся не всех. Например, сельхозтоваропроизводителей коснулся, пенсионеров, сельских учителей и врачей – в меньшей степени. Они как жили в кризисе, так и продолжают жить.
– Выход есть?
– КПРФ сформулировала свою программу и приняла ее на очередном съезде компартии, который проходил в конце сентября. Основная идея – проведение национализации ряда предприятий. Может, кому-то это покажется нереальным, но США именно этим сейчас и занимается, спасая своих гигантов. Кое-какие шаги предпринимают и в России, например, национализировали завод по производству двигателей для самолетов КБ «Сухой». На сегодняшний день власть не имеет никаких легитимных оснований помогать сохранять незаконно отнятую народную собственность. Ни нравственных, ни политических, вообще никаких оснований нет.
– По-вашему, кризис – отличный повод для реприватизации?
– Мы рассматриваем кризис как естественный процесс развития капитализма. Кризис и капитализм – два брата. В социализме его никогда не было и быть не может. Капитализм исчерпал свои возможности. Маркс писал: «Только болваны и слуги буржуазии не понимают приходящей необходимости буржуазного строя». Капитализм сделал свое дело: он создал рынки, промышленное производство и дисциплину труда, но сейчас он исчерпал свои возможности.
– Но страны, которые придерживались капиталистических принципов развития, сейчас находятся на достаточно высоком экономическом уровне, в то время когда социалистические страны заметно от них отстают.
– В Древнем Риме существовал коммунизм для патрицией и рабовладельческий строй для рабов. Европа сейчас живет за счет энергоресурсов России и рабочей силы Китая. Они живут хорошо за нас счет еще и потому, что мы в 1917 году провели революцию. Капиталисты тогда увидели, что им грозит, если не пойдут на уступки пролетариату, испугались и приняли такие правила игры, которые сегодня позволяет в их странах людям нормально жить. Сейчас они обвиняют коммунистов Советского Союза в том, что они создали ГУЛАГ, заставляли людей строить Магнитку, дороги, бурить вечную мерзлоту и искать газ... А теперь посмотрите: стоило им неделю посидеть без газа, подняли такой шум! А вы посидите спокойно, дровами потопите, ну или идите в вечную мерзлоту, вгрызайтесь в нее на пять тысяч метров вглубь, ищите там газ!...
– Отвлеченный вопрос: а почему тогда Россия «внедрились» и 50 лет только тем и занимается, что этими недрами торгует? Почему с такими ресурсами СССР не научился продавать за границу телевизоры, тряпки, автомобили?
– А все по Макиавелли: чтобы одни государства развивались, надо другие ослабить. Запад все время только этим и занимается – ослабляет Россию.
– Но позвольте, в 1960-х годах СССР боялся весь мир! Ничего себе – слабое государство...
– Нет, не боялся. В 1960-ом году Хрущев уже был вынужден выезжать из страны и стучать ботинком, чтобы его услышали, а 15 лет назад Сталин, сидя в своем кабинете и попыхивая трубкой, принимал решения, которые влияли на мировую политику.
– Вы считаете, что в нынешних условиях стране нужен менеджер с «левыми» убеждениями?
– Если стране нужны потрясения и кризисы, тогда пусть к власти приходят менеджеры капиталистического толка. Вот только даже нынешние демократы признают: Иосиф Сталин – лучший антикризисный менеджер в истории.
– Коммунисты поддержали жителей Дальнего Востока, протестующих против повышения пошлин на ввозные автомобили. Сегодня уже некоторые политики пытаются обвинить «левых» в поддержке сепаратизма в России, дескать, вы помогаете «отвалиться» Дальнему Востоку. Вы не боитесь, что и до обвинений в попытке подрыва государственного строя дело дойдет?
– Людей, которые бы вообще ничего не боялись, нет. Вот и мы – стараемся преодолевать страх. (Смеется.) На Дальнем Востоке выдвигают экономические требования, до политических дело еще не дошло. Идет протест против лишения граждан хлеба насущного. Это нелепые действия некомпетентного правительства. Вы постройте там завод, а потом забирайте у людей их единственный источник заработка! Вот власти и получили там то, что заслужили. Интересно, что разгонять протестующих местный ОМОН отказался, пришлось везти московский. У нашего законодательства есть интересная особенность: например, я как организатор массовой акции протеста несу административную ответственность; а те, кто мешает проводить акцию протеста, отвечать будут по статье Уголовного кодекса. Многие об этом не знают. Вот 31 января мы будем проводить Всероссийскую акцию протеста, которая охватит сотни городов, деревень и поселков России.
– С какими лозунгами вы выводите людей на улицы?
– Основной – протест против непомерно возросшей платы за услуги ЖКХ. Мы убеждены, что объективных предпосылок к тому, чтобы повышать почти на 20% плату за коммунальные услуги, нет. Власти говорили, что газ на мировом рынке в этом году будет продаваться по 450 долларов за тысячу кубометров, а реально потом посчитали – оказалось меньше 250. То есть везде цена на газ падает, а для наших граждан она почему-то растет. Дальше – электроэнергия. У нас под боком атомная электростанция, и когда ее строили, всем обещали, что цена на электроэнергию в регионе будет самой низкой. Что получаем? Опять растущие цены. Следующая позиция – цена на мазут упала вслед за ценой на нефть. Почему же опять она упала для всех, кроме россиян?
– А политические лозунги будут?
– Мы будем протестовать против бездарной политики нынешнего правительства по выводу страны из кризиса. В этой финансовой системе и с этим бюрократическим аппаратом они не смогут ничего сделать. Что творится с ценами на кредиты? В США с них начался финансовый кризис, а процентная ставка у них все равно ниже нашей. Нашу нефть покупают, а бензин у них дешевле, чем у нас...
– Вернемся к нашим проблемам. В начале года областная дума была вынуждена пересмотреть бюджет на следующий год, потому что стало понятно, что будет дефицит средств, пришлось на 15 млрд урезать расходы. Кто пострадает от этого пересмотра?
– Власти решили сэкономить на зарплатах работников культуры, социальных служб, на ремонте детских садов и школ. Мы голосовали против. Мы считаем, что у нас есть все основания потребовать от федеральных властей возмещения выпадающих доходов. Не попросить, а именно потребовать. И не в том объеме, что прогнозируется на данном этапе, а значительно больше.
– Так ведь вся страна в кризисе, денег не хватает...
– Правительство отдало ведущим коммерческим банкам страны пять триллионов рублей. Значит, для банкиров Путин деньги нашел?! А мы даже пикнуть не можем отсюда, из Ростова. Мы (коммунистическая фракция ЗСРО – прим. автора) выступили с предложением составить такое обращение к правительству. Ведь поймите: область не должна создавать еще один виток кризиса, от недополучения денег в казну не должны страдать бюджетники. 15 млрд – именно столько, по прогнозам, недополучит бюджет в 2009 году – не такая уж большая сумма, ее необходимо дать Ростовской области для того, чтобы не допустить очередного витка кризиса.
– Что вам на это сказали?
– Дескать, вот, несколько некорректно написано, не надо торопиться... Мы уверены: такое обращение никогда не появится. Оно в принципе не может появиться в нынешних условиях.
– Почему?
– Потому что если местные власти заговорят о помощи, у них тут же сверху спросят: «А вы, собственного говоря, чем там занимаетесь? У вас, наверняка, у всех бизнес есть какой-то свой, свои порядки, чего вы к нам обращаетесь?». Руководители регионов сохраняют свои посты лишь за счет того, что не задают много лишних вопросов тем, кто наверху. Начнешь задавать вопросы – дни твои будут сочтены. А среди этих людей редко встретишь Данко, который готов был вырвать сердце из груди ради других.
– В таком случае как вы оцениваете отмену губернаторских выборов?
– Отрицательно. Это серьезное наступление на демократические принципы.
– А смертную казнь в России надо возвращать?
– Сегодня? Нет. А вообще – можно подумать.
– А почему не сегодня?
– Потому что казнить начнут тех, кто мешает воровать, а не тех, кого давно пора.