В Ростовской колонии №10 две тысячи заключенных подняли бунт. Правоохранительные органы по этому поводу хранят молчание, а правозащитники удивляются и не видят связи с аналогичными событиями в других колониях России.
Информация о бунте попала в СМИ от родственников заключенных. По их словам, беспорядки начались утром, после планового досмотра личных вещей заключенных. Один из осужденных отказался показывать свои вещи, сотрудники колонии применили меры, а в ответ получили акцию массового протеста. В ход пошли камни и все возможные подручные средства. Просочились данные о раненых с обеих сторон. В областной ГУФСИН комментировать информацию о бунте отказались, сославшись на отсутствие на то соответствующей команды. Однако ближе к 15 часам 161.ru из достоверных источников стало известно, что у стен колонии, расположенной в районе Гниловской, заняли боевые позиции спецназовцы ГУФСИН.
В момент приезда корреспондента 161.ru к месту событий возле здания колонии находилось несколько десятков родственников заключенных. Супруга одного из заключенных Елена приехала на свидание с мужем, который в этой колонии находится с 2006 года. «Моему мужу проломили голову! – в отчаянии кричит женщина собравшимся вокруг нее журналистам. – Днем к нам вышел кто-то из руководства зоны и сказал, что на заключенных упала труба. И пострадало четыре человека. Мой муж – среди них! Я не верю им, там произошло что-то другое».
Точных данных о том, что же произошло за стенами колонии общего режима №10, до сих пор нет. Один из тех, кто с самого утра дежурит у ворот – товарищ одного из заключенных Дмитрий. Он приехал передать продукты и за несколько часов собрал немало интересной информации. «Там все из-за одного пацана случилось, – демонстрирует чудеса осведомленности Дмитрий. – У него в носке «вертухаи» заточку заметили. Тот говорит: «Сам отдам, погодите», – но охрана ждать не стала и набросилась на парня». По словам Дмитрия, после этого в охранников и полетели камни. И если данные собеседника 161.ru о причинах происшествия еще можно подвергнуть сомнению, то последствия бунта подтверждает видеозапись его мобильника. На ней отчетливо видно, как местные медики выводят с территории зоны охранников с забинтованными головами. Семь человек.
О пострадавших в ходе потасовки заключенных сведений нет, но только что вернувшаяся со свидания Татьяна сообщает шокирующую новость: «Мой парень мне сказал, что 15 зэков повскрывали себе животы! Понятно, что в знак протеста».
Всю вторую половину дня вокруг колонии атмосфера накалялась. Милиция организовала оцепление, спецназ ГУФСИНа ушел в укрытие, журналисты выпытывали подробности у оставшихся ждать свидания родственников, а на территорию колонии въехала машина прокуратуры. Никаких внешних признаков бунта не наблюдалось, а к 17 часам областная прокуратура сообщила, что конфликт локализован и началась проверка.
Между тем информация о бунте ростовских зэков пополнила ряд сообщений на тему акций протеста в российских колониях. Недавний бунт в колонии №1 Копейска , в котором погибли четыре заключенных и пять охранников получили серьезные ранения; затем «бритвенный флеш-моб» в челябинской колонии №8, где десять возмущенных «сидельцев» попытались вскрыть себе вены одноразовыми станками, предварительно сообщив о своих планах родным и знакомым. Сотрудники правоохранительных ведомств говорят о сговоре в преступном мире с целью дискредитировать пенитенциарную систему страны в глазах мировой общественности. Правозащитники же считают, что такие акции – тревожный сигнал для общества и власти, однако новостью о бунте в Ростове искренне удивлены. По их словам, жалоб от ростовских зэков на условия содержания и действия администрации они не получали, а о происшествии в колонии №10 узнали от 161.ru.
«Мы займемся проверкой этого факта, – заверил нас по телефону заместитель председателя фонда «В защиту прав заключенных» Лев Пономарев. – Если к нам поступят жалобы от содержащихся там заключенных, мы сможем начать общественное расследование этого инцидента». Что же касается заявлений силовиков о заказе бунта криминальными авторитетами, правозащитник назвал это бредом. «Нам удалось доказать, и прокуратура поддержала наши выводы относительно ситуации в Копейской колонии: никакого заказа криминальных авторитетов там не было, имело место жестокое обращение с заключенными.
О том, что ростовский бунт инициирован этими событиями, говорить преждевременно из-за скудности информации. Насколько я понял из сообщений в СМИ, в Ростове могло иметь место неподчинение законному требованию, то есть бунт спровоцировали сами заключенные. Но из своего опыта я могу сказать, что это случается крайне редко».
Фото: Фото Елены Генераловой