Супермена знают все, а Марусю и Мистера Мертвого — пока нет. Мировая слава к персонажам ростовских художников еще не пришла, но первый шаг сделан — работы публикуют в столичном издательстве. Истории ростовских комиксистов рассказывает корреспондент 161.RU Ксения Сухоленко.
От деревенской мистики — к комиксам
24-летний ростовчанин Олег — автор комикс-адаптации повести Гоголя «Вий», которая недавно вышла в московском издательстве Alpaca. Его творческий псевдоним — NAUTRO TARANTUL. Вообще, Олег выучился на газовщика, но работа в «Газпроме» не пришлась по душе. Зато ему всегда нравилось что-то придумывать и создавать, так что Олег ушел в творчество.
— Я сам из деревни, из хутора Кукуевский. Бывало, приходишь к бабушке, и она рассказывает тебе, как вчера крестного домовой душил. Таких историй было много. Всегда это было смешением христианской культуры и славянской мифологии. Ну и мои первые комиксы были как раз о таких историях.
Комиксы интересовали Олега с самого детства. Ему нравилась анимация 1990–2000-х: «Черепашки-ниндзя» и мультики Nickelodeon. Мальчику хотелось иметь фигурки супергероев, но не было возможности их купить. Поэтому он создавал свои.
— Вырезал карточки и рисовал на них персонажей. Иногда играл пробками, придумывал им имена, способности, относил их к какому-то типу бойцов. А где-то в шесть лет я уже рисовал комиксы на полях газет либо срывал обложку тетради и рисовал там свой журнал. Собирались с друзьями, рисовали маленькие журнальчики на тетрадных листах, потом забирались на забор и продавали детям помладше за один рубль.
NAUTRO TARANTUL говорит, что автор комиксов — это не только художник, потому что многие сами пишут сценарии, делают раскадровку, придумывают композицию и ведут страницы в своем визуальном стиле.
— Не все любят проводить параллель комиксов с кинематографом, но во многом комиксист похож на режиссера фильмов, — поясняет Олег.
Комикс по-ростовски
Олег вернулся из армии три года назад, и на какое-то время его настиг творческий кризис. Но затем он взялся за искусство с новой силой, создав за полгода около 25 работ.
Среди них — мини-комиксы, в которых ростовчане могут узнать родной город. Например, «Моя дорогая Маруся» — история о мужчине, убившем возлюбленную, пытаясь понять, что в ее голове. Герои стоят на переходном мосту, а затем спускаются к Дону по железной дороге. Там Марусю и настигает смерть. А в комиксе «Звук падения дерьма» герой, жизнь которого не клеится, философствует в ростовских автобусах.
— Хочу когда-нибудь создать полноценную историю, большой комикс, где действия происходили бы в Ростове. Потому что таких комиксов пока нет, — рассказывает художник.
Потом появился проект «Метровые войны», который NAUTRO TARANTUL выкладывает в своей группе в ВК. Олег творит не один — у него есть команда из музыкантов, редакторов, художников. Они рисуют персонажей по фотографиям необычных людей из метро, а затем дописывают к ним свои истории.
Команда хочет сделать из этого полноценные комикс и анимацию, так как отряд фанатов «Метровых войн» растет с каждым днем. Благодаря этому проекту за три месяца паблик в ВК набрал 5000 подписчиков.
В издательство через интернет
Первая выставка работ Олега прошла на андеграундной площадке «Министерство прачечных культур», куда ему помогла попасть подруга. Его работы понравились куратору театрально-выставочного центра Makaronka, и художника пригласили провести там и следующую выставку. Ее тема была связана с Ростовом, и NAUTRO TARANTUL представил свой мини-комикс «Моя дорогая Маруся». Далее работы художника выставляли на концерте музыкальных групп, презентации книг, отправляли в Псков и Волгоград.
— Скажу честно, меня концепция выставок не особо привлекает. На это уходит больше затрат, чем плюсов. Пообщаться с людьми, побыть в центре внимания — круто, но это можно сделать и в интернете. Тут гораздо лучше развиваться, потому что о вас могут узнать люди из других городов. И в целом будет больше отклика, — объясняет художник.
По мнению Олега, при правильном подходе и хорошем контенте продвигаться в интернете довольно просто. Даже если почти не вкладываться в рекламу. Ее вообще можно найти и за 300 рублей. Олег также советует писать в группы, где больше подписчиков, с просьбой разместить пост о вас бесплатно. Один из трех откликнется.
И именно в интернете NAUTRO TARANTUL списался с издательством Alpaca, показал свои работы — и их оценили. Три месяца назад ему предложили работу над «Вием», текст к которому написал публицист Давид Пириянц. Художнику предоставили полную творческую свободу. А сейчас он работает над комикс-адаптацией «Превращения» Кафки для того же издательства.
Мистер Мертвый, чумной доктор и другие
Другой ростовский художник, чьи работы заметило московское издательство, — Виталий Сергиенко, или Mr. Morty (Мистер Мертвый). По образованию он графический дизайнер, но сейчас работает оператором лазерного станка и находит себя в технических профессиях. Что не мешает ему заниматься творчеством. С 2013 года он выкладывает в паблик ВКонтакте мрачные сюжеты с черным юмором.
— Мой стиль вобрал в себя разные стили и направления других художников: японского художника манги Tsutomu Nihei, мультипликационной студии «Пилот». Я еще и очень много срисовываю. Это помогает находить что-то новое для себя, — говорит художник.
Мир Mr. Morty — это смесь антуража восемнадцатого столетия и стимпанка, где пока обитает всего четыре постоянных персонажа. Кроме Mr. Morty, тут есть кудрявая дама, отравительница Мэрин. Стрелок с черепом вместо головы, а также чумной доктор и его помощник Магель.
— Персонажи дают возможность реализовать свои фантазии. В детстве любил всё поджигать, да и сейчас огонь привлекает. Так появился доктор. Если взять кудрявую Мэрин, то воплощаешь свою любовь к кудрям и интерес к ядам. Сублимируешь, так скажем, — делится Виталий.
Комиксы Виталий начал рисовать еще до появления проекта Mr. Morty. Сначала он выкладывал их на сайте «Пикабу», но начинающим комиксистам он не рекомендует так делать:
— Своеобразная эта площадка, конечно, но какие-то идеи там можно почерпнуть. Потом понял, что аудитории там не найти, и перешел на соцсети. В ВК, например, сейчас более 45 тысяч подписчиков. Тут же мои работы нашла и Alpaca, после чего предложили сотрудничать. Захотели напечатать те сюжеты, которые я выкладывал в группе в ВК.