Они скупают ржавые автозапчасти втридорога и доводят их до идеального состояния, скрупулезно изучают чертежи, пытаясь воссоздать ретрокары 1960-х, и конструируют шедевры из металлолома. Мастера реставрации — самые сумасшедшие люди на земле. Почему — выяснял корреспондент 161.RU.
Первая «Победа»
Свой первый автомобиль, легендарный ГАЗ-М-20 «Победа», Олег Иванов (имя и фамилия изменены. — Прим. ред.) буквально собирал по частям своими же руками. Авто вошло в историю как первый советский легковой автомобиль с несущим кузовом, вышедший в массовое производство, а вот чертежи, по которым его создавали, в историю не вошли. Пришлось искать старые брошюры, информацию в интернете и по крупицам восстанавливать схемы. И тем не менее Олегу удалось: вышедший из рук реставратора экспонат класса люкс почти сразу попал в частную коллекцию премьер-министра Дмитрия Медведева.
За «Победой» начались и другие победы: на счету у мастера уже несколько десятков автомобилей. Некоторые Олег восстанавливает для души, для себя, некоторые привозят ему на реставрацию владельцы.
— У меня есть старинный автомобиль, который до этого был в общем-то в нормальном состоянии, но люди покупали его специально, чтобы сдавать в аренду для фотосессий. Соответственно, представляете, в каком он находился состоянии, особенно внутри, — рассказывает Олег. — Тем не менее в интерьере было много аутентичных деталей, поэтому взялся за его восстановление.
Штучная работа
Каждый автомобиль уникален, в каждом случае необходима кропотливая «штучная» работа. Нет универсальных инструкций, нет запчастей, часто не хватает деталей. Впрочем, с определенной долей смекалки в ретрокары можно ставить и детали современных машин.
— По большому счету у коллекционеров, антикваров, на барахолках еще можно найти родные детали, те, что изначально были в авто 70–80-х годов, — говорит Олег. — Но иногда это не получается, приходится «примерять» современную комплектацию ретрокарам. Впрочем, такое объединение даже иногда любопытно выглядит.
Самое сложное, как признается мастер, — все-таки не найти нужную деталь, а запомнить, что и откуда откручиваешь, чтобы потом всё правильно прикрутить. В процессе реставрации приходится иметь дело с обработкой металла, токсичными веществами — это тоже вносит определенные трудности в работу мастера.
А бывают и вовсе необычные случаи, когда технологию восстановления приходится придумывать непосредственно под конкретный автомобиль. Не так давно к Олегу обратился владелец единственной на весь Ростов «полуторки» — грузового автомобиля ГАЗ-АА. Хозяин испытывал финансовые затруднения и решил обменять ретроавтомобиль на квартиру. Новые автовладельцы пожелали восстановить грузовик. Для этого с целого автомобиля пришлось создать слепок, чтобы можно было воспроизвести детали из пластика. Недорогая и доступная технология позволила сохранить все особенности конструкции.
«Старье» ценой в миллионы
Средняя цена отечественного ретроавтомобиля, не принадлежащего к классу люкс, в зависимости от состояния машины и года выпуска варьируется от 150 до 550 тысяч рублей. Бывают, конечно, экспонаты и гораздо дороже. В гараже у Олега находится Mercedes Pullman 1935 года выпуска, немецкий трофей. Его конструкцию нельзя назвать полностью оригинальной: водительский и пассажирский салоны у этого автомобиля разделены. Средняя цена такого «немца» с учетом его класса составляла около миллиона рублей до реставрации, а на выходе, после замены некоторых не подлежащих восстановлению запчастей оригинальными, — 6–8 миллионов рублей.
Олег подтверждает: реконструкция может приносить стабильный и вполне неплохой доход, но и вложения, конечно, колоссальные — физические, временные, душевные. В среднем на реставрацию одного автомобиля уходит полтора года. Сроки зависят от нескольких факторов: первоначального состояния авто, наличия деталей. Найти запчасти — дело тоже непростое. Как правило, финансируют покупку автозапчастей сами заказчики. Стоимость одной оригинальной детали для зарубежного ретрокара может доходить до 250 тысяч рублей. Иногда мастеру приходится тратить на детали и собственные деньги — в зависимости от обстоятельств и задумки. Но даже такие непредвиденные расходы не смущают Олега. Реставратор признается, что когда видит результат своего труда, забывает обо всех неприятных моментах и готов заниматься любимым делом бесконечно.
— Внимание, которое приковывают к себе экспонаты, — то топливо, на котором я работаю, — с улыбкой объясняет свой энтузиазм автолюбитель.
В ближайших планах у реставратора — совершить вылазку в Волгоград, в места, где проходили военные бои. Среди останков техники в заброшенных оврагах он планирует найти детали для машин своего нового «грузового проекта».