Развлечения Клуб путешественников 161.ru: по Дону на казачьем струге

Клуб путешественников 161.ru: по Дону на казачьем струге

Увлекательным может быть не только заграничное путешествия. Адреналин через край и массу новых ощущений можно получить и на Дону. О путешествии по воде, на казачьем струге написал Юрий. Орфография и пунктуация оригинала сохранены...

Увлекательным может быть не только заграничное путешествия. Адреналин через край и массу новых ощущений можно получить и на Дону. О путешествии по воде, на казачьем струге написал Юрий. Орфография и пунктуация оригинала сохранены.

***
Ожидания наваливаются всё сильнее и сильнее.... В голове пульсируют одни и те же мысли: – Ну когда же.., скоро ли? Ну, сколько можно!!!

Вот проехали Новочеркасск.... За окном проносятся, сменяя друг друга полустанки, какие-то селения, хутора.... Мишкино.... Ребята – Мишкино! Это же именье Платовых! Сидеть в купе уже не в моготу, пойду-ка выйду в коридор....

Ух-ты!!!... За окном раскинулась донская пойменная степь. А за степью.... Видимо, во-он там, за темнеющими над выгоревшей травой деревьями.... Так, это прибрежные вербы. Там – Дон! Старче – Дон! Отчий Дон.... Батюшка Дон!!!

Мы – Николай, Илья, Александр и я, Юрий, – московские, «асфальтовые» казаки прослышали, что в Ростове-на-Дону появилась возможность посетить сакральные казачьи места: Монастырское урочище, Старый Черкасск, Азов. Посетить не в экскурсионном автобусе, не на комфортабельном теплоходе, а влившись в команду – казацкую артель, на казачьей лодке – струге. И... на вёслах! С песнями и ухой на привалах!

А сейчас мы приближаемся к Ростову-на-Дону. Неожиданно речка за вагонным окном сменяется широкой судоходной рекой.... Это Дон. Поезд уважительно притормаживает, неторопливо перебирает стрелки, колёса постукивают на стыках рельсов, идущих вдоль Великой реки. Великой не по размеру – Великой по смыслу! Сколько событий, запечатлённых и упущенных историей, произошло на этих берегах! Надо же.... Сердце никак не может успокоиться, душа терпещет в ожидании чуда встречи с прошлым моей Родины.

***
Совсем немного прошли от автбуса между современными townhausами и вышли на берег Дона. Сзади давит тупая жара излучаемая высоченными, таки не остывшими за ночь заборами. Из-за заборов выглядывают непроснувшиеся дома российского среднего класса. А лицо (так и расплывается в улыбке) трогает лишь чуть более прохладный, но всё же несравнимо более приятный, лёгкий утренний ветерок с реки. Он впитал в себя запахи камыша, речных водорослей, травы на берегу.... И особый, донской акцент – словно в реке всю ночь варили-парили пшеницу. Глаза скользят и вязнут в сиренево-розовой дымке. Широко, раздольно. Вдали на фоне действительно розовых, зелёно-розовых камышей застыли стоящие на рейде корабли. Здесь действительно широко. Никак не менее километра, а то и все полтора.

«Здравствуй батюшка Дон! Привет тебе из Лебедяни. У нас ты совсем ещё маленький....» – слышно где-то рядом. Чуть подале подхватывают – «Привет с Волги». «Москва кланяется» – говорю и удивляюсь себе, как неожиданно в точку....

Будущие односумы бросают свои вещи на берегу, подходят к воде.... Пригоршнями берут святую донскую воду, умываются. Кто-то заходит в воду. Да, моментик! Тело моё – вот оно, стоит по-щиколотку в илу и заплаве. Не шевелится. Застыло, но не окаменело. А душа.... Душа, она везде. В лёгкой дымке струящейся над водой. В камышинке, дрогнувшей от лёгкого удара карасьего хвоста. В старой вербе, притихшей на противоположном берегу протоки. В песке нежащемся под ещё не палящим утренним солнцем.... Везде.... Сознание растеклось, распределилось между мной и окружающим миром. Нужно сделать волевое усилие для того, чтобы вернуть сущность в реальный мир.

...лёгкая рябь, пробежавшая по сонной воде и слегка затронувшая отражение, заставляет обратить внимание на суда. Струги!

Длинные, стремительные изгибом невысоких бортов, с высокими, острыми носом и кормой, струги приткнулись к выглядывающему из камышей причалу. Глаз, легко принявший этот резвый, скоростной образ, с недоумением останавливается на тростниковых снопах закреплённых на некоторой высоте по-над бортами лодок. Однако сознание сразу приняло то, что это, несколько отличное по материалу изделие, является неотъемлимой и функциональной частью старинного судна. Такой же как и кажущаяся непомерно высокой мачта.

Перед большими лодками – стругами, стоят в ожидании работы несколько лодок меньшего размера. Это байды. Это тоже явно что не по современным лекалам скроенные, пузатенькие и от того менее быстроходные чем струги, грузовые суда. На каждом из них, сразу за мачтой, устроены круглобокие шалаши из того же камыша. Значит они тоже приготовлены для путешествия.

***
Атласные и полотняные шаровары, рубахи, кафтаны.... Чубатые папахи, чирики с загнутыми носками, свитки и кушаки.... В таком походе и обличьем хочется походить на древнего челДона-казака. Однако справы на всех не хватило, пришлось делиться. Я не стал брать рубаху и сапожки, но пистоль за поясок засунул. Развязал полученную с одеждой торбочку – в ней каремат, бархатная или плюшевая не то плащ-накидка, не то одеяльце....

Делимся на команды, рассаживаемся по лодкам, знакомимся с соседями-односумами. Рассматриваем струги изнутри.

Просторно. Камышовые снопы образовывают легкую крышу, такая возможно и от дождя спасёт. Широкие лавки – гребные банки, на такой вполне можно устроиться на ночь. В носу и корме – закрытые палубой, вроде, кладовки-чердаки. Длинные вёсла, по одному на брата. Вот кто-то, выставив весло за борт, приспосабливает его к уключине-кочетку. Советы, смешки, подначки...

– Ну что, наигрались?

На корме явление – бритый, в шароварах с голым торсом и босой сидит посмехается парень. Смуглый, почти чёрный, не то от загара не то от южной крови. Представился – наш артельный старшина Артём.

– Не пора ли бабайками поучиться махать?

Действительно, второй струг уже «нарезает» донскую воду. Примеряемся к вёслам. Большинство, конечно, не новички в гребном деле – катались когда-либо на лодках, но согласованно работать вёслами сразу не получилось.

К причалу вернулись последними.

Общее построение перед походом. Инструктаж, условия, традиции. Среди них – не ругаться матом, в походе не пьют спиртное. Что же знали на что шли! Соглашаемся единогласно. Тем паче, что с нами в поход идут и два семейных экипажа. А всего уходят два струга и четыре байды.


В путь отправляемся по Мёртвому Донцу, самому длинному (40 км) рукаву Дона. История здесь круто замешана. Через каждый километр-два ежели не древняя крепость, так городок, курган-капище или стоянка древнего человека. Перво-наперво по известности в мире, конечно, городища древне-греческой колонии Танаис. Затем ровесница Аркаима – Ливенцовская крепость или Донская Троя, как ещё называют её учёные. Прошли хутора: Семерников, Ливенцовский, Мокрый Чалтырь....

Артём, удовлетворившись нашей работой вёслами, без устали рассказывает о достопримечательных местах, отвечает на вопросы, что-то советует(не прекращая тем временем работать рулевым веслом) Оказывается действительно – его смуглость от турецкой примеси в казачьей крови. Смеётся – мать в камышах родила. Азовчанин, с младых лет на воде, знает дельту Дона как бабкин огород.

Удивительно, но от процесса гребли начинаешь получать удовольствие. Это когда лодка «пошла». Значит что, мы приловчились, приспособились. Научились не рвать вёсла показывая свою, личную, удаль и способности. Стали работать коллективом, ритмично и качественно. Оказывается это не сложно, да и не тяжело вовсе. Опускаешь лопасть весла в воду ближе к носу и тянешь веретено к себе, отклоняясь на спину. Весло отлично сбалансировано и поднять лопасть не составляет труда. Вот и весь процесс работы, называемой когда-то «каторгой».

Правда с замечанием! У нас, в России, в отличие от цивилизованной Европы, на галерах-каторгах гребли вольные, не рабы. Потому и достигали таких скоростей, что никакой турецкий фиркат догнать не мог. А ловкость при исполнении поворотов! Да что там!!! При вооружении двумя трёхфунтовыми фальконетами, справлялись с линейными кораблями, даже с эскадрами. Тоже, конечно, группой стругов. Ну и само судно – струг, его устройство и обводы – наглядный пример отточенной веками практики корабельной теории. Удобство работы в нём просто поражает современного человека!

***

Начинается третий день похода. Проснулся рано, товарищи ещё спят. Тихонечко разделся, скользнул в воду с борта приткнувшегося к береговому камышу струга. Вода – сказка! Смотрю – за кустиком, то ли на бревне, толь на кучке заплавы, или ещё на чём – белая цапля стоит! Балуясь ныряю, плыву под водой сколько могу.... Вынырнул, вдохнул глыбоко. Глаза протереть не успел.... По затылку что-то – хлысь! Оборачиваюсь – из камыша выглядывает корма байды. На лодке – Володя. Он идёт вместе с женой, двумя сынами и братом с невесткой. Взялся порыбалить удочкой, а я …. За это и получил – хлыстом удилища перекрестил. По дружески. Заслуженно. И не обидно.

***

На Танаис с округой затратили сутки. Здесь вообще можно неделю жить и всё не изучишь, не осмотришь. Интересна архитектура здешних жилых зданий. Местные жители даже на крутой склон высокого правого берега мёртвого Донца перенесли устройство казачьего дома из дельты. В приазовье преобладают два направления ветра. «Верховка» – восточного направления, сгоняет воду из «блюдца» Азовского моря. Порою ерики и гирла Дона преващались небольшие речушки.... Зато «низовка», ветер западный и юго-западный увеличивал площадь моря до самой станицы Гниловской откуда мы начали свой путь. Такие наводнения случались не менее четырёх раз в год. Благодаря им восстанавливалось рыбье поголовье. А вот поголовье домашнего скота приходилось регулярно спасать на немногочисленных природных дюнах и древних курганах. Перепады воды от нулевой отметки вверх-вниз достигали двух и более метров. Поэтому жильё своё низовые казаки строили на высоких каменных цоколях. На эти фундаменты шёл камень-ракушечник из которого и состоит правый берег. Добывали его в каменолонях или, попросту, разбирали старинные города и крепости.

Были и плюсы от жизни «на плаву». Конечно это рыба. В прежние времена, до возведения плотины в Цимлянской, шла она стеною так, что «поставленное вертикально весло – не падало».

После последнего паводка, обычно в июне, жители станиц Елизаветинской, Гниловской и Александровской выходили в плавни теперешнего заповедника для того, чтобы посадить… капусту. И не возвращались сюда до самого сентября. В сентябре-октябре специальные команды убирали и отправляли её, уже налитым осенней водою Доном в станицы на засолку, а избыток – на продажу в Ростов.

***

Вот здорово-то!!! Лежу на своей гребной банке, свесился за борт играюсь волной. Здорово! Два часа назад вышли в Таганрогский залив. Перед выходом в море в гирле Широком видели егерскую заимку 1853-го года постройки. Здесь же, на о. Перебойном, находится здание первой в мире действующей радиостанции – Поповки. Один из первых природных заповедников в нашей стране – Донской. Он тоже здесь между гирлами Широким и Кутерьмой.

Перед выходом эскадры в залив старшины отправили своих помощников на байды. Поставив паруса шесть казачьих лодок взяли курс на Таганрог.

Однако в непосредсвенной близости от мысаТаганий Рог пришлось развернуть суда в сторону донского гирла Каланча. Дело в том, что поднялся северный ветер, который создаёт стоячие волны в районе таганрогского яхтклуба. Даже для больших морских яхт эти волны создают неудобства, не говря о таких лодках как наши. Старшины не стали рисковать и взяли курс на юго-восток.

***

Мама дорогая!!! Что творится-то!!! Мы подходим к устью Кутеьмы, донского гирла. Вода в заливе неглубокая, метра полтора. Метров за пятьсот до берега начались заросли водорослей. Ещё до входа в заросли кто-то, кажется наш питерский друг, чуть не поймал на лету, выпрыгнувшую из воды, видимо от испуга, рыбину. И началось! Вода буквально вскипает от бросившегося в стороны от судна стада пеленгаса (это рыба такая).

Струги довольно резко затормозили ход. Они теперь идут с явным усилием, с шорохом раздвигая сплошной ковёр из листьев водорослей. И теперь уже сазаны, лещи и караси, показывая своё неудовольствие от вынужденного перерыва в приёме пищи, показывают нам толстые спины и ленивые хвосты, уступая нам путь. Со всех сторон слышно как чвакают, чмокают …. Шумно, как в свинарнике!

Переночевали на границе Донского заповедника, на берегу Лагутника (ерик такой). От того вечера осталась в памяти донская, низовая уха, юшка. Готовят её здесь по-особому. Не солят. Соль, тузлуком (рассолом) будет потом подана на стол в плошках. Готовая, свареная рыба – вся вынимается из ухи и укладывается посреди стола, застеленного молодым камышом. Юшка (отвар) – разливается по кружкам. Здесь едят рыбу, окуная её в тузлук, для соли, а пресной юшкой – запивают. Рыбы варится в юшке столько, что ежели та остаётся на следующий день – обязательно превратится в студень. Такой густоты отвар.

Хотите получить приз за воспоминания об отдыхе?

Присылайте свои истории и фотографии в редакцию. Работы будут приниматься до 15 июля 2012 года. На втором этапе все работы будут выставлены на голосование пользователям нашего сайта. По итогам онлайн-голосования будет выбрана лучшая история, и ее автор получит отличный подарок – сертификат на 20 000 рублей от спонсора конкурса – туристического агентства и клуба «Путеводитель»! Всех авторов-путешественников также ждут приятные подарки от 161.ru.

Спонсор рубрики

Больше всего на свете мы любим путешествовать, ведь каждый уголок нашей планеты уникален и неповторим. Именно поэтому нам хочется передать свою страсть к путешествиям всем окружающим. С этой целью мы объединили наши усилия и создали туристический проект «Путеводитель», в рамках которого работает агентство и туристический клуб «Путеводитель».

Туристическое агентство «Путеводитель» предлагает групповые и индивидуальные поездки в любые уголки мира с учетом личных пожеланий. Мы не останавливаемся только на стандартных турах. Мы разрабатываем новые направления: приключенческие, романтические, оздоровительные и паломнические. Наше агентство, одно из не многих, предлагает эксклюзивные паломнические, аювердические и йога-туры в Индию. Мы предоставляем своим клиентам широкий спектр туристических услуг, который не ограничен как по тематике туров, так и по их географии.

Туристический клуб «Путеводитель» поможет раскрасить карту ваших путешествий яркими красками и незабываемыми впечатлениями. Мы любим дружно собираться, обсуждать наши путешествия, рассказывать об удивительных странах, проводить мастер-классы и тематические мероприятия, знакомясь с культурами других стран. А еще мы дружно учим языки, чтобы подготовиться к нашим странствиям. Наверняка под впечатлением именно ваших рассказов кто-то тоже захочет побывать там, откуда вы привезли хорошее настроение. Мы готовы поделиться с вами всем тем, что знаем и готовы учиться у вас.

Участвуйте в нашем конкурсе! Неважно, когда и где вы отдыхали, сами или через турфирму, за границей или на даче, пару дней или месяц. Самое важное, чтобы ваш отдых оказался незабываемым и интересным.

Вспоминайте, пишите, мы ждем ваших историй.

Дерзайте и выигрывайте!
«Путеводитель» Travel club:
тел.: +7 (863) 247-37-08, факс: +7 (863) 263-47-61,
г. Ростов-на-Дону, ул. Социалистическая, 181;
Putevodclub.com

Юрий
Фото: Фото автора

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
4
ТОП 5
Мнение
Дяденька, купите бургер: российским детям предложили законодательно запретить фастфуд — что за этим кроется
Стас Соколов
Эксперт
Мнение
«Тариф с попутчиком очень недоработан»: водитель такси откровенно рассказал о том, что его бесит в работе
Михаил Швалёв
Самозанятый, водитель-партнёр «Яндекс Такси»
Мнение
«Мама, он пришел!» Как пятилетний ребенок перестал верить в Деда Мороза, а потом случилось чудо
Сабина Бондарь
Ведущий корреспондент 161.RU
Мнение
«Сердце стучало в ребра». Как россиянин 20 лет пил энергетики и вдруг перестал — может, последуете его примеру?
Анонимный автор
Автор предпочел остаться неизвестным
Мнение
«Зовите командира, я научу его летать». Бортпроводник — о самых неприятных пассажирах
Кирилл Фрош
Рекомендуем
Объявления