В августе 2023 года атомный ледокол «50 лет Победы» отправился в рейс на Северный полюс с 87 старшеклассниками и студентами. Был среди них и ученик ростовского лицея № 56 Евгений Ковалев. О том, чем дети занимались 10 дней на судне в самых северных водах и как встреча с французским кораблем изменила его мировоззрение, он рассказал в интервью 161.RU.
«Главное — захотеть»
— Северный полюс — это место, где исторически побывало очень мало людей. Около 5 тысяч человек всего. Попасть туда мне раньше казалось чем-то за гранью понимания, за пределом возможности. Да и вообще для человека, который еще учится в школе как минимум. Но попасть туда я мечтал с раннего детства, наверное, еще с тех пор, когда вообще узнал о его существовании, — рассказывает Женя.
Поездку на Северный полюс Женя называет «фоновой мечтой» — идеей, к которой иногда мысленно возвращаешься, а иногда снова забываешь. Но потом он узнал, что его школьный товарищ все-таки умудрился там оказаться, — и тогда Женя начал искать способы попасть на полюс. Так наткнулся на конкурс «Ледокол Знаний».
— И я подумал, почему бы и нет? Ведь всё возможно, главное — только захотеть, — говорит Женя. — Отбор шел в пять этапов. Это интеллектуальные викторины, посвященные разным сферам науки — биология, математика, физика, информатика и другое. По итогам четырех раундов тех, кто набрал больше всего баллов, отбирают в пятый тур. Нужно было записать видеоэссе с ответом на вопрос по теме, которую ты выбирал. Ролик… Ну на него ушло несколько бессонных ночей.
Результаты должны были объявить 15 декабря — старшеклассник отмечает, что слишком хорошо помнит эту дату. Список должны были опубликовать в полночь.
— Я страшно ждал этого момента. Не думал ни о чем другом, пожалуй, кроме как о том, чтобы увидеть свое имя в списках. Последний час перед публикацией я просто сидел и обновлял страничку сайта, в ожидании. Когда список наконец опубликовали, я сперва быстро пробежался глазами и себя не нашел. На долю секунды расстройство взяло свое, отчаяние такое. Думаю: «Жаль, жаль». Потом прочитал внимательно и увидел свою фамилию. Эмоции просто переполняли! Тут же побежал маму будить, — рассказывает Женя.
«Дед был коком, отец — моряк, а я иду в айтишники»
После публикации результатов началась подготовка к поездке. Кроме кучи медицинских справок пришлось получать с родителями нотариальное разрешение на поездку. А там и документы о персональных данных — стандартный набор.
— Самое странное, что нужно было взять с собой в поездку по требованиям, — это подзорную трубу или бинокль. Я вообще в последнюю очередь думал о том, что это понадобится, в этом векторе не смотрел. Обратился к своему школьному товарищу, который был на Северном полюсе. Тот обещал одолжить свой бинокль, но не получилось его передать. А потом оказалось, что у деда есть подзорная труба, — вспоминает обстоятельства сборов старшеклассник.
Дед у Жени служил коком на судне, а отец — моряк дальнего плавания. Впрочем, сам старшеклассник связывать жизнь с морем не планирует: уже сейчас плотно ушел в айти, надеется поступать по специальности «информационная безопасность».
— Отбывали мы из Мурманска. По плану: десять дней в пути, пять до полюса, пять обратно. На борту нас, победителей конкурса, оказалось 87 ребят. Коллектив был вообще невероятный. Объективно, такие конкурсы объединяют качественную молодежь, интересных как личности. Из-за жесткого отбора, априори, — все ребята, кто находился на борту, они люди интересные. Это молодежь с горящими глазами. Нас всех сильно объединял интерес к науке, желание учиться. Объединяло тем, что мы не просиживаем свои самые светлые годы за компьютером, ничего не делая, — рассуждает Женя.
Хотя на борту собрались ребята из разных регионов и с разными интересами, общались все свободно. Женя списывает это на широкий кругозор, эрудицию ребят — даже если начинался разговор о вещах, которые были кому-то незнакомы, общий язык удавалось найти.
Судовой стартап и Гарри Поттер глазами физика-математика
— На борту не было интернета, а общаться хочется между собой, когда не удается видеться. И я сказал ребятам: «Давайте сделаем простенький онлайн-чат. Простейший сервер, простейший сайт, где можно просто по локальной сети общаться». На корабле было много ребят-айтишников. И буквально за несколько часов мы собрали вполне действующий вариант. Но увы, каюты довольно плохо пропускают локальный Wi-Fi. Сеть на большое расстояние не распространялась. Но свои требования выполняла! — делится успехами Женя.
Помимо общения друг с другом ребята на борту ледокола бывали на лекциях выдающихся российских ученых. Больше всего Женю впечатлил доктор физико-математических наук Владимир Решетов и профессор НИЯУ МИФИ. Старшеклассника восхитило, с какой легкостью эксперт отвечал на любой вопрос, касающийся физики.
— Впрочем, на борту атомного ледокола простых вопросов не бывает, — смеется Женя.
Другой повод для восхищения Решетовым — эрудиция. Ему отдельно запомнилась лекция на тему того, чем экранизация Гарри Поттера отличается от оригинальной серии книг. По мнению Жени, было очень необычно увидеть эксперта, с легкостью ориентирующегося в разных сферах.
Несравненная свобода
— На Северном полюсе мы находились всего несколько часов. Но это однозначно стоило всех трудов. Там испытываешь ощущение той свободы, которую нельзя больше почувствовать нигде. Смотря вдаль, ты видишь только сплошной снег, пустыню и снега. Граница горизонта так тонка, что смешивается с небом. Ты как будто находишься в белой пустоте, — делится впечатлениями старшеклассник. — Для меня как для человека, который любит свободу, простор, — это было потрясающе.
Но, по словам Жени, больше всего его взгляды во время поездки изменила встреча с французским лайнером. С ним ледокол встретился за два дня до достижения полюса.
— Мы приближались друг к другу. В какой-то момент мы начали со своего судна скандировать: «Россия», чтобы встретить лайнер. Думали, что с борта нам ответят: «Франция» или France. Но нет — нам тоже начали вторить: «Россия». Это было просто шокирующе. Чувство патриотизма зашкаливало. Это просто нечто, нонсенс.
Встреча изменила мировоззрение Жени. По его словам, появилось больше гордости за родину, больше желания улучшать мир — в том числе и для России. Отдельно впечатляло и то, что в этот момент под ногами была мощь атомного ректора, мощь российской науки, направленной в мирное русло.
— Лекции, общение с ребятами, пребывание на борту такого судна, посещение Северного полюса… В поездке было много впечатлений. Всё это фрагментики, из которых образуется незабываемая картина. Мне кажется, в этом была цель нашей всей поездки, нашей экспедиции.