Преподаватель английского языка экономического лицея № 14 (Железнодорожный район Ростова-на-Дону) Евгения Змеу в феврале 2019 года победила в городском этапе конкурса «Учитель года», а в апреле — в региональном. Теперь Евгения отправилась на всероссийский этап конкурса, который проходит с 20 сентября по 5 октября.
Евгении Змеу 27 лет. Она учит детей английскому, но ее любимая литература — русская: Булгаков, Бунин, Куприн. Из поэтов нравится Вероника Тушнова. Учителем Евгения хотела стать, когда сама была школьницей. Она говорит, что учителя еще тогда «заразили» ее любовью к педагогике. После вуза она стала старшей вожатой, а затем пять лет проработала учителем английского языка. Когда директор 14-го лицея предложила поучаствовать в конкурсе «Учитель года», Евгения согласилась. И, как оказалось, не зря.
Корреспондент 161.RU побеседовал с лучшим учителем Ростова-на-Дону.
О детях и родителях
Дети сегодняшнего дня — обычные. Я не понимаю, когда начинают говорить, что раньше были другие дети, а сейчас они изменились. Меняется наша жизнь. Учителя как раньше работали, так и сейчас — опираясь на реалии. У детей сейчас другие потребности. Раньше их можно было удивить, открыв учебник и прочитав оттуда какой-то факт. Сейчас дети ждут от педагогов новые формы подачи информации. И потом, сегодня каждый ребенок спокойно пользуется интернетом.
Дети ждут, чтобы мы научили их правильно воспринимать весь этот ежедневный поток информации. То есть сегодня учитель — это еще и маяк. Но при этом он остается и психологом, и второй мамой. Ведь большую часть дня дети проводят с учителем и видят его чаще, чем родителей.
Все родители, кстати, очень разные. Есть и те, кто пытаются загрузить своих детей секциями и кружками по максимуму. Есть те, кто очень щадяще относятся к ребенку и переживают, чтобы портфель не весил ни на грамм больше положенного. А кто-то и вовсе не знает, сколько весит этот портфель. Портрет ребенка сложить проще, потому что я с ними общаюсь намного чаще, они живут единым коллективом и имеют общие устои и взгляды.
О конкурсе
Конкурс «Учитель года» проходит в несколько этапов. Сначала выбирают учителя года внутри каждого района Ростова. После этого победители уже выбираются в городах региона. Затем участники съезжаются из каждого населенного пункта Ростовской области для участия в региональном этапе.
В членах жюри — опытные педагоги, методисты и даже дети. Детей приглашали на некоторые испытания на региональном этапе, и они как эксперты давали свое мнение. Сначала было заочное испытание: учителя писали эссе, создавали собственные сайты, где можно было познакомиться с учителем и разработками. Также участники должны были провести открытый урок.
На всероссийском конкурсе будет открытый урок и внеурочные мероприятия. Будет 85 участников со всех регионов страны. Сначала выберут 15 лучших учителей — они дадут мастер-классы и будут работать над образовательным проектом. По итогам этого испытания выберут пятерку лучших учителей — они уже будут считаться победителями. Но для них будут дополнительные испытания — публичная лекция и разговор с министром просвещения РФ. После этого назовут имя абсолютного победителя конкурса. Прошлый победитель, учитель из Чечни Алихан Динаев, получил миллион рублей и на год стал советником министра просвещения РФ. Как будет в этом году — не знаю.
Все спрашивают, что самое сложное на конкурсе? Для меня — разлука с учениками. Я это поняла, когда начала готовиться ко Всероссийскому конкурсу. В начале учебного года я пришла к ученикам и сказала, что я уеду на две недели... Смотрю — а у них в глазах такое разочарование! Как, как вы можете от нас уехать к каким-то другим ученикам? Вот это был для меня стресс, а не эссе, мастер-классы или открытые уроки.
О мужчинах-учителях и ЕГЭ
Статистика говорит о нехватке педагогов, но я работаю в этой сфере и вижу, что молодых специалистов достаточно. Я полтора года в конкурсе, и туда приходит много молодых учителей, которые искренне горят профессией. Видно, что это не случайно попавшие в педагогику люди. Мужчин стало тоже много, у нас в лицее работают 4 или 5 молодых педагогов-мужчин. По сравнению с другими школами это много, где-то их вообще нет. Кстати, конкурсу уже 30 лет, и за всю его историю более 20 раз побеждали мужчины. Хотя в нашем обществе принято считать, что учитель — больше женская профессия.
Учитель — для меня звучит гордо. Для общества — по-разному. Когда ты говоришь малознакомым людям, что ты учитель, в ответ получаешь разные реакции. Кто-то говорит: «Ой, здорово», а кто-то: «Ооо, сочувствую». И здесь, мне кажется, проблема в имидже педагога — его надо поднимать.
Образованию не хватает педагогов. Но тут опять все упирается в имидж профессии. Почему не хотят идти работать в школу? Не престижно и маленькие зарплаты. Если бы эти вопросы решились, педагогов было бы больше. И соответственно, была бы тогда меньше нагрузка. Была бы меньше нагрузка — образование стало бы качественнее.
Вообще интересна система образования Финляндии, она показывает хорошие результаты. Также можно встретить наших преподавателей в Сингапуре, они едут туда за знаниями. Но чтобы сказать, какая система хороша, надо в ней поработать.
ЕГЭ — это итог образовательного процесса. С самого первого класса мы трудимся над тем, чтобы дети смогли его сдать. Они относятся к нему, как к обычному экзамену. Когда говорят о стрессе, якобы вызванном ЕГЭ, я считаю, что это нечто искусственно созданное. Если есть знания, какая разница, в какой форме их демонстрировать? Они или есть, или их нет. А ЕГЭ — лишь форма экзамена. Я сама его сдавала и тоже относилась к нему, как к обычному экзамену. Ты точно знаешь, какого рода будут задания и в каком порядке.
Быть «в тренде»
Со стрессом мне помогает справляться моя семья. Когда я прихожу домой и начинаю заниматься дочерью, ее жизнью — это помогает. Работа учителя — это еще и творческий процесс, то есть всегда можно отвлечься и придумать что-то новое для учеников, чтобы быть им интересной. Нужно быть всегда в тренде, читать книги, которые они читают, знать их интересы. У меня есть и младшие школьники, поэтому мне приходится изучать и рецепты слаймов (липкая игрушка из вязкого желеобразного материала. — Прим. ред.) и придумывать какие-то задания, например, прокомментировать приготовление слайма на английском языке.
Недавно была тема о защите окружающей среды. Вот как сделать ее интересной? Пришлось открыть Twitter, покопаться в публикациях, найти кучу постов на эту тему, создавать какие-то задания. Но все получилось!