RU161
Погода

Сейчас-12°C

Сейчас в Ростове-на-Дону
Погода-12°

переменная облачность, без осадков

ощущается как -15

1 м/c,

сев.

768мм 85%
Подробнее
0 Пробки
USD 88,17
EUR 92,02
Образование Город Нет трудных детей, есть недолюбленные: лучший учитель Ростова о детской агрессии и «омоложении» митингов

Нет трудных детей, есть недолюбленные: лучший учитель Ростова о детской агрессии и «омоложении» митингов

Педагог рассказала, как справиться с провокациями учеников и как можно было избежать резни в пермской школе

Дарья Рогова стала лучшим учителем года Ростова-на-Дону | 161.ruДарья Рогова стала лучшим учителем года Ростова-на-Дону | 161.ru
Дарья Рогова стала лучшим учителем года Ростова-на-Дону

Дарья Рогова, признанная «Учителем года» в Ростове, старше некоторых своих учеников всего на семь лет. И это во многом помогает ей сблизиться со школьниками и завоевать их доверие. О том, как понять детей, сделать так, чтобы они делились своими переживаниями, а также о том, почему подросткам хочется ходить на митинги, учительница рассказала 161.ru.

Молодая учительница физики работает в школе №49 уже четыре года. В прошлом году она стала лучшим педагогом-дебютантом в Ростовской области, а в этом году получила звание «Учитель года Ростова-на-Дону».

Молодая учительница представит Ростов на областном этапе конкурсаМолодая учительница представит Ростов на областном этапе конкурса
Молодая учительница представит Ростов на областном этапе конкурса

— Дарья Валерьевна, с какими трудностями сталкиваются молодые учителя, когда приходят в школу?

— Трудностей очень много. Когда ты приходишь работать в школу, плохо представляешь, что надо делать. Есть какие-то школьные воспоминания, университетский опыт, но как организуется учебный процесс, ни один университетский предмет не расскажет. Когда я пришла работать в школу, мне было 22 года, моим старшим ученикам — 18. Нужно было так выставить рамки в общении, чтобы не была очень большая дистанция, ведь педагог должен быть другом, но и не очень маленькая — чтобы не допустить панибратства. Ты приходишь в школу, а там 200 новых лиц, и с каждым новым человеком нужно выставить эти границы. Все делала по методу проб и ошибок, в первый год было очень тяжело. Учитель должен быть капитаном корабля, но я сначала словно болталась где-то за бортом и старалась сделать так, чтобы команда меня не убила. И всё же мой возраст — одновременно и минус, и плюс. Я старалась понять ребят, уловить, как проводить урок так, чтобы им было интересно. Очень много задавала им вопросов, как бы им было интереснее.

— И вы изменили свой подход к проведению занятий?

— В школе всё подчиняется формальностям, учебным планам и так далее. Пожелания учеников часто остаются только на бумаге, потому что работа учителя сильно регламентирована. Но мне кажется, даже в этих рамках возможно создать условия для свободы ученика. Я предложила ребятам самим выбрать, на какую оценку и какой сложности задания они готовы делать. И многие говорили потом: «Здорово, что у нас появилось право выбора». Вообще, любого ученика можно заинтересовать учебой, даже того, кто с первого классе двоечник. Не бывает неспособных детей, просто начальные условия у них разные, например, в семьях. Но для каждого можно найти что-то, что ему по силам и что позволит ему поверить в себя и двигаться дальше. Я говорю: «Если не можешь сделать это задание, давай посмотрим что-нибудь другое». А в старших классах у меня ребята часто сами проводят маленькие занятия по разным темам. Так они получают практику публичных выступлений, учатся не бояться выступать перед аудиторией. Умение говорить и объяснять точно понадобится в любой профессии.

Когда молодая учительница пришла работать в школу, ей было 22, старшим ученикам — 18 | Источник: Дарья Рогова/Vk.comКогда молодая учительница пришла работать в школу, ей было 22, старшим ученикам — 18 | Источник: Дарья Рогова/Vk.com
Когда молодая учительница пришла работать в школу, ей было 22, старшим ученикам — 18
Источник:

— Как изменились ваши представления о школе, если сравнивать с тем временем, когда вы сами были ученицей, студенткой?

— Розовые очки были. Казалось, раз я чудесно знаю физику и сама вся такая молодая, всё должно быть идеально. Но нет, так не бывает. Я столкнулась с тем, что нужно находить подход к каждому ученику. Тяжело было учиться взаимодействовать с родителями ребят. В университете привыкаешь, что ты самостоятельный, и мама и папа уже не так интересуются твоей учебой. А в школе родители стараются всё знать про своих детей, и я была к этому психологически не готова. Был «комплекс самозванки» — мне всего 22, а люди меня в два раза старше. Как я могу что-то им объяснять и давать советы?

Бывает, дети с учителями общаются больше, чем с родителями. В какой-то момент я поняла, что лучше на пять минут меньше поговорить о физике и потратить эти пять минут на простой разговор с детьми. О том, что их волнует, что им близко и интересно. Если вижу, что дети не готовы заниматься, я могу им прочесть что-нибудь, например, рассказ Жванецкого «Образованный счастлив в старости» и посвящу десять минут его обсуждению. И после этого уроки проходят просто на ура, вопросов, зачем нам всё это учить, не остается.

— Что волнует современных подростков? Чем они готовы делиться с учителем, а чем нет?

— Я сравниваю современных ребят и себя в их возрасте и понимаю — они очень смелые. Они готовы говорить о многом, готовы делиться переживаниями о самоопределении, их волнует, что происходит в нашей стране. Я восхищена тем, что они, хоть формально и не имеют еще права голоса, но уже думают о том, на что могут повлиять. Они более заинтересованы и активны, чем даже моё поколение. Ребята с удовольствием делятся со мной своим мнением, например, о ситуации в стране, знают, что я их не буду осуждать, даже если не согласна. Мы с учениками часто общаемся в социальных сетях, они просят прислать им, например, почитать что-нибудь интересное.

Ученики Дарьи Валерьевны знают, что она не осудит их за личное мнениеУченики Дарьи Валерьевны знают, что она не осудит их за личное мнение
Ученики Дарьи Валерьевны знают, что она не осудит их за личное мнение

— Сейчас говорят, что «протест помолодел», на митинги ходит очень много школьников, студентов. Что вы об этом думаете? Сохранят ли они свой энтузиазм и желание что-то изменить, или это просто подростковый бунт, который с возрастом сойдет на нет?

— Когда я спрашиваю у ребят, почему им это (ходить на митинги. — Прим. ред.) так интересно, они отвечают, что наблюдают за тем, что происходит, на протяжении 17 лет, и им хочется узнать, какая будет жизнь, если что-то изменится. Если они не потеряют веру в то, что мнение одного человека может что-то поменять, то со временем это может привести к положительным переменам. Главное — набраться опыта. Я верю, что если они захотят изменить жизнь в нашей стране в лучшую сторону, то им ничего не помешает это сделать.

— Дети часто пытаются спровоцировать учителя?

— Да, меня провоцировали не раз. Но это свойственно всем людям — чтобы установить границы в общении, нужно проверить рамки дозволенного. Дети так набираются опыта. И даже если ты позиционируешь себя как близкий им человек, это всё равно немного неправда, ты старше, и у тебя всё равно больше опыта. Если я вижу провокацию, я стараюсь ее обозначить и обсудить. Например, когда ученик демонстративно не хочет ничего записывать. Я могу остановить урок и без осуждения спросить: «Петя/Вася/Коля, почему ты ничего не пишешь?» Он говорит: «Мне лень». «А что тебе было бы интересно?» В диалоге мне могут предложить совершенно другую тему для обсуждения, и мы начинаем с нее, но в итоге приходим к теме урока. Они потом говорят: «Какая интересная аналогия». С провокациями можно справляться, если слышать ребят и быть гибким в своей работе.

— Много ли сегодня подростков, которых можно назвать трудными, по сравнению с периодом, когда вы учились?

— Нет, мне кажется, ничего не изменилось. Мне не нравится словосочетание «трудный подросток», потому что все люди разные, есть разные семьи и установки. Есть ребята, которые оказываются в трудных жизненных ситуациях, и их вины в этом нет. Им нужно больше любви. Они не трудные, они недолюбленные. И учитель может это компенсировать. Им не хватает принятия и поддержки. Это видно, они, как ёжики, колючие, но им самим очень тяжело…

Учитель может компенсировать школьнику недостаток понимания и любвиУчитель может компенсировать школьнику недостаток понимания и любви
Учитель может компенсировать школьнику недостаток понимания и любви

— Как думаете, можно было бы избежать трагических случаев в Перми, Челябинске и Улан-Удэ, когда подростки с оружием нападали на своих одноклассников и учителей?

— Да, безусловно. Сейчас усиливают охрану в школах, это, конечно, важно, но всё-таки нужно понять, что повлияло на то, что ребенок начал себя агрессивно вести. И снова возвращаемся к недолюбленности и к тому, что дети не чувствуют границ дозволенного. Они не понимают, что их свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека. Гнев — это реакция ребенка на происходящее в семье и вокруг него, и не нужно тут винить компьютерные игры и интернет. Родителям и учителям нужно больше уделять внимания позитиву, тогда не придется говорить о плохом поведении и агрессии. Детям нужно показать, что получать удовольствие от жизни можно по-разному, и тогда они не захотят развлекаться, унижая других и издеваясь над ними. У меня классное руководство в пятом классе, и за этот год мы с ребятами где только не были: на научных квестах, на театральных мастер-классах, в сыроварне, смотрели, как делают шоколад, к нам приходил проводить занятия флорист.

— А что еще интересного вы делаете на занятиях?

— Недавно к нам приходили арт-терапевты. Он приносили музыкальные инструменты — флейты, гитары, бубны. Большинство ребят играть на этом не умеют, но у них было задание — загадать эмоцию, радость, счастье, грусть и так далее и передать ее через музыку. Ученики потом говорили: «Я понял, что меня могут понять и без слов». Мне кажется, после подобных занятий ребенку точно не захочется проявлять агрессию.

Дарья Валерьевна — классный руководитель в пятом классеДарья Валерьевна — классный руководитель в пятом классе
Дарья Валерьевна — классный руководитель в пятом классе

— Что вы думаете о семейном обучении? С чем связано стремление родителей забрать детей из школы?

— Во-первых, это медицинские показания. Глупо считать, что в процессе образования нужно терпеть дискомфорт и трудности. Психологический комфорт должен быть на первом месте. Есть детки, с которыми учителя занимаются отдельно из-за медпоказаний, а есть те, кого родители переводят на домашнее обучение, в котором забота школы — только аттестация. Разные родители по-разному понимают образовательный процесс, и многие считают, что ни одна школа в стране не будет учить ребенка так, как хотят они. Это их выбор и их право. Самый спорный вопрос — социализация таких деток. Но ведь мы не живем за каменной стеной, и школа — не единственный способ научиться общаться с другими людьми.

— А есть семьи, которые забирают детей из класса из-за конфликтов с одноклассниками?

— Нет, с таким я не сталкивалась.

— Часто учитель оказывается незащищенным перед родителями. Правда ли, что даже мелкая жалоба может испортить репутацию и поставить под угрозу дальнейшую карьеру?

— Мне в этом плане повезло, у нас в коллективе хорошая психологическая обстановка. У меня были, конечно, случаи, когда приходилось объяснять родителям, почему, например, я поставила ребенку именно эту оценку, но жалоб и угроз увольнения не было. Хотя от знакомых учителей я много слышала о таким проблемах. Образование — это услуга. Да, учителю может быть обидно от этого, он дарит свои знания и опыт, но это так, это государственный заказ, и мы получаем зарплату с денег налогоплательщиков. И родители зачастую думают: «Я налогоплательщик и плачу за обучение ребенка, значит, я имею право диктовать условия». Но если у учителя есть поддержка со стороны администрации школы, хорошая репутация, то одна жалоба роли не сыграет.

На доске много общих фотографий класса: ребята часто собираются вместе со своей учительницей, ходят на квесты и мастер-классыНа доске много общих фотографий класса: ребята часто собираются вместе со своей учительницей, ходят на квесты и мастер-классы
На доске много общих фотографий класса: ребята часто собираются вместе со своей учительницей, ходят на квесты и мастер-классы

— При всех трудностях работы — большая нагрузка, небольшая зарплата — что всё-таки вас мотивирует и заряжает энергией?

— Учитель получает огромную эмоциональную отдачу, ведь дети очень искренние. Если ты им нравишься, они засыплют тебя словами благодарности, энергией. В этом меня поймут те, кто работает врачом — они ведь спасают жизни, а мы их строим. У педагога и ученика — эмоциональная связь, с помощью которой можно долго и продуктивно работать. Еще мне нравится, что в школе возникает ощущение вечной молодости — с детьми невозможно состариться. Ты всё время на волне и в курсе всех новинок. Ты тоже учишься, чтобы понимать их и не зарасти мхом.

— Какие у вас дальнейшие планы? Чему бы хотелось научиться?

— Для меня сейчас программа-минимум — достойно выступить на областном этапе конкурса «Учитель года» и защитить честь своей школы и города. В прошлом году я уже побеждала в номинации «Лучший дебют», и планку снижать не хочется. Но, честно говоря, насчет будущего стараюсь не загадывать — каждый день что-то меняется. Единственное — не хотела бы работать на административных должностях или в управлениях образования. Мне интересно учить детей.

Фото: Александр Подопригора

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
22
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления