Реформа российского образования, начатая в 2010 году, пока не принесла существенных результатов. Об этом сообщает газета «Коммерсант» со ссылкой на данные отчета аналитического центра при правительстве РФ.
Эксперты пришли к выводу, что доля бюджетных учреждений и традиционные типы финансирования остаются доминирующими. Основные принципы реформы предполагали введение госзаданий с целевыми субсидиями на их исполнение с одновременным разделением госучреждений на казенные и бюджетные. Последние получали большую финансовую свободу – в обмен на отказ учредителей от субсидиарной ответственности по их обязательствам они могли сохранять за собой доходы, полученные от деятельности, не связанной с госзаданием.
Значительных изменений в систему образования закон, однако, не принес: картина функционирования учреждений образования «изменилась незначительно», отмечают авторы доклада. «Хотя переход в новый автономный тип учреждений дает большую свободу финансово-хозяйственной деятельности и управления, это пока не стало существенным стимулом для более активной оптимизации сети»,— делают вывод эксперты аналитического центра.
Кроме того, закон предполагал введение требований к качеству образовательных услуг, однако регионы не смогли завершить процесс их разработки, так как необходимый пакет документов по-прежнему отсутствует и на федеральном уровне.
Негативным фактором в своей нынешней работе участники опроса назвали последствия другой реформы – переход на новые правила работы системы госзакупок. Это, по словам участников опроса, вызвало чрезмерную бюрократизацию госторгов. «Из-за централизации госзакупок торги начали проводить не сами заказчики – школы и детские сады, а органы управления образованием. Им же выгодно закупать по низким ценам, а заказчики при этом жалуются на качество товара»,— говорит Татьяна Клячко, директор Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС.