В Министерстве образования РФ окончательно разграничили прерогативы детского сада и начальной школы. В первом детей должны подготовить к школе физически и эмоционально. А вот счет и чтение – это уже задачи первого класса. Точку в разграничении обязанностей поставили новые стандарты дошкольного образования.
«Чтение и счет – это предмет школьных уроков, а детский сад должен сформировать у ребенка внимательность, умение принимать решения, бережно относиться к своему здоровью», – рассказала первый заместитель министра образования и науки РФ Наталья Третьяк.
По словам замминстра, четкое обозначение задач детского сада по развитию ребенка прописаны в новых стандартах дошкольного образования, принятых в прошлом году. Детские сады уже переходят на работу по ним. Соответствующую переподготовку уже прошли порядка 40% воспитателей дошкольных учреждений. Остальные завершат ее в ближайшее время.
Сами стандарты меняют подход к содержанию дошкольного образования, делают его первой ступенью общего. В документе подчеркивается: воспитатели должны дать импульс развитию дошколенка, эмоционально и физически подготовить его к школе. А вот о развитии навыков чтения и письма – ни слова.
Согласно российскому законодательству, этим дети должны заниматься уже в начальной школе. И именно по таким правилам осуществляется набор в первый класс во всех школы в последние годы.
«В этом году отдали ребенка в первый класс. Специально готовились к этому событию за полгода – вводили сына на дополнительные занятия, учились считать, писать. Почему-то были уверены, что без этих навыков его могут не принять в школу или попадет в класс для отстающих. Но вот мы уже учимся два месяца, и пока эти знания не пригодились, сейчас дети проходят только азы чтения. И наш на уроках немного скучает. Теперь даже немного жалеем, что не дали сыну как следует догулять последние месяцы перед школой – наседали с довольно сложными занятиями», – делится ростовчанин Евгений.
Миф о необходимости научить ребенка читать, писать и считать еще до приема в первый класс один из самых стойких среди родителей, считают педагоги. Между тем мамы и папы упускают более важную вещь при переходе из сада в школу – мотивацию к учебе.
«Многие родители считают, что именно интеллектуальная готовность ребенка является главной составляющей психологической готовности к школе, а основа её – это обучение детей навыкам письма, чтения и счета. Это убеждение и является причиной ошибок родителей при подготовке детей к школе, а также причиной их разочарований при отборе. На самом деле интеллектуальная готовность не предполагает наличия у ребёнка каких-то определённых сформированных знаний и умений (например, чтения), хотя, конечно, определённые навыки у ребёнка должны быть. Однако главное – это наличие более высокого психологического развития, которое и обеспечивает произвольную регуляцию внимания, памяти, мышления, даёт возможность ребёнку учиться читать, считать, решать задачи. Мотивационная готовность – проблема проблем. Мотивационная готовность – это наличие у детей желания учиться. Большинство родителей почти сразу ответят, что их дети хотят в школу и, следовательно, мотивационная готовность у них есть. Однако это не совсем так. Желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга», – рассказывает педагог Елена Петрова.
Чтобы развить у ребенка такую важную тягу к знаниям и учебе, педагог советует чаще и подробнее рассказывать малышу о том, что значит быть школьником, какие обязанности появляются в связи с новым статусом и как важно их выполнять. Также попробуйте объяснить на доступных примерах, почему важно учить уроки, осваивать новые знания. Самое главное – никогда не говорите, что школа – это тяжело, скучно или, что это бесполезное занятие.
Фото: Фото ГК