На итоговом сочинении от школьников потребуют хотя бы 250 слов связного текста, содержащего ссылку как минимум на один литературный источник. При этом соблюдение грамотности и правил пунктуации, верное использование речевых оборотов будет необязательным требованием. На каждые сто слов школьник сможет допустить пять только орфографических ошибок.
Критерии оценивания итогового сочинения в школе опубликовал Рособрнадзор. Как сообщили в ведомстве, над творческой работой выпускники будут трудиться в начале декабря на протяжении 3 часов 55 минут. За это время им предстоит создать текст, состоящий не менее чем из 250 слов.
Работу проверят по пяти основным критериям:
соответствие теме;
аргументация, привлечение литературного материала;
композиция и логика рассуждения;
качество письменной речи;
грамотность.
При этом главными станут только первые два пункта. Их выполнение позволит получить школьнику зачет.
«Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям №1 и №2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» хотя бы по одному из других критериев №№ 3-5», – пояснили в Рособрнадзоре РФ.
Грамотность, качество письменной речи, композицию и логику рассуждения составители критериев решили учитывать совсем нестрого. В частности, на каждую сотню слов выпускнику позволят совершить до пяти орфографических ошибок. Пунктуацию и речевые обороты будут оцениваться еще более либерально. В общем незачет школьник рискуют получить только в том случае, если ошибки сделают его текст непонятной абракадаброй.
«Незачет ставится, если грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста», – пояснили в ведомстве.
Но даже в случае провала выпускникам дадут второй шанс. Пересдача для несправившихся с сочинением назначена на начало февраля.
Такие довольно мягкие критерии оценивания итоговых творческих работ вызвали споры в профессиональном сообществе. Некоторые педагоги полагают, что такая проверка знаний существенно понизит уровень подготовки выпускников.
«Разочарована критериями проверки сочинения. Сколько лет ведем детей по дороге грамотности, а потом... Этого категорически нельзя делать! Если обучающийся пришел в старший класс, то он должен в состоянии написать сочинение грамотно, иначе просто не надо брать в старшие классы тех, кто не тянет школьную программу, но снижать заведомо грамотность – это нонсенс. Грамотная письменная речь – вот основа сочинения, тем более, что речь идет не о большой работе», – считает преподаватель русского языка и литературы Людмила Дудка.
Однако в Рособрнадзоре уверяют: критерии для оценивания сочинения прошли все возможные экспертизы.
«Что касается критериев оценки сочинения, то они прошли несколько этапов экспертиз и обсуждений в профессиональном и экспертном сообществе. Была также проведена апробация процедуры проведения итогового сочинения в ряде субъектов РФ.
Критерии были рассмотрены и приняты при участии специалистов министерства образования и науки России, Рособрнадзора, Федерального института педагогических измерений (ФИПИ), Федерального центра тестирования (ФЦТ) и Совета по вопросам проведения сочинения под председательством Натальи Солженицыной», – напомнили в ведомстве.
Фото: Фото с сайта Rureally.ru