На выпускном сочинении школьникам не будут ставить оценку за грамотность. Более лояльно относиться к уровню знания родного языка учениками в рамках испытания предложил министр образования РФ Дмитрий Ливанов. Страх допустить ошибку помешает им выразить ценные мысли, уверен глава ведомства.
«Считаю, ставить оценку за грамотность не нужно, это сковывает, человек боится сделать ошибку и пишет совсем не так, как мог бы или хотел», – заявил министр образования РФ Дмитрий Ливанов на заседании Совета по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах.
Как сообщает пресс-служба Минобрнауки РФ, эксперты Совета в целом поддержали главу ведомства. Они решили ограничиться только введением определенного лимита на ошибки. Каким он будет, пока не известно. Однако уже точно ясно, что в его пределах выпускник сможет допускать пунктуационные и орфографические ошибки и быть оцененным положительно и допущенным к дальнейшим экзаменационным испытаниям.
Такое весьма лояльное отношение к вопросу грамотности подрастающего поколения уже вызвал бурю эмоций у независимых экспертов. Выступающие с критикой уверены: фактическое отсутствие четких требований к грамматике и пунктуации приведет к дальнейшему падению уровня знания родного языка.
Аргумент министра о том, что страх допустить ошибку будет «сковывать» выпускников, некоторые эксперты также называют неубедительными.
«Знание родного языка подразумевает то, что человек может свободно излагать свои мысли как устно, так и письменно, при этом не вспоминая каждую секунду нужные правила и исключения из них. Определенный автоматизм кому-то дан от природы. Называется природное чувство языка. Остальным в этом должна помочь школа – научить так, чтобы человек писал грамотно в любой ситуации. А когда министр образования заявляет, что проверять этот навык необязательно, о чем уж тут говорить?» – считает посетитель форума педагогов, учитель русского языка Владимир Полозов.
Однако ряд экспертов полагают, что очередная инициатива министерства вполне соответствуют курсу, который уже давно взяло ведомство. Напомним, во время кампании ЕГЭ-2014 также было сделано послабление требований к грамотности выпускников. Минимальный порог баллов по русскому языку был понижен с 36 до 24. Как полагают ряд экспертов, в противном случае без аттестатов остались бы порядка 25% выпускников школ.
Да и сам министр не всегда блистал абсолютным знанием русского языка, напоминают в связи со спорными требованиями к сочинению пользователи Рунета. На тематических форумах вспоминают инцидент, произошедший в 2012 году. Тогда министр в своем официальном микроблоге довольно резко высказался о своем операторе связи. Пост содержал не только грубые выражения, но и орфографические и пунктуационные ошибки, сообщали СМИ.
На критику по поводу отсутствия серьезных требований к уровню грамотности выпускников школ в Минобразования РФ пока не отвечают. Однако, как ранее заявили в ведомстве, предложенная форма сочинения пробная. Ее будут проверять на практике и при необходимости вносить коррективы.
«Предложенную модель мы будем отрабатывать год-два. Это не постоянная форма», – уточнила первый заместитель министра образования РФ Наталья Третьяк.
Таким образом не исключено, что уже в следующем году выпускники будут писать сочинение по новым правилам.
Итоговое сочинение вернули в школы в соответствии с распоряжением президента страны. Впервые его проведут в российских школах в декабре этого года. Темы сочинения сообщат непосредственно перед началом экзамена. Работа будет оцениваться по системе зачет/незачет и являться допуском к ЕГЭ. Основное требование, которое предъявляется к участникам экзамена, – умение излагать свои мысли, используя примеры из литературных источников. Писать сочинение ученики будут в своих же школах, а проверять работы предстоит их учителям.
Фото: Фото с сайта Ljplus.ru