Больше свободного пространства, многофункциональные спортивные площадки, современный дизайн и тотальная компьютеризация – по таким принципам в Минобразования РФ собираются вести строительство новых школ в стране. Как уточняют в ведомстве, сейчас стоит проблема не только качества зданий для обучения детей, но и их количества. По прогнозам чиновников, до 2020 году в стране нужно создать почти два миллиона новых мест в отвечающих требованиям современности школах.
Здание начальной школы в шотландском городе Эр.
Вопросы строительства новых школ в стране и принципы их архитектурного устройства обсуждали на площадке Института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка». Здесь прошел семинар «Модернизация зданий российских школ с учетом требований к современным условиям обучения».
Собравшиеся эксперты и чиновники пришли к однозначному выводу: в России сегодня не только не хватает школ, но и их внутреннее и внешнее устройство не соответствует требованиям сегодняшнего дня.
«Эксперты Минобрнауки России, проанализировав эффективность использования площадей образовательных учреждений, загруженность школ и прогноз количества школьников до 2020 года, сделали вывод о потребности в строительстве новых зданий общеобразовательных организаций. Настоящие статистические данные говорят о том, что уже в этом году для организации обучения в одну смену необходимо создать более 1 850 000 мест в школах, а до 2020 года – еще почти два миллиона мест», – сообщили в пресс-службе Минобрнауки РФ.
По подсчетам аналитиков, новое строительство должно «освободить» более 3800 часов внеурочной деятельности для каждого ребенка за 11 лет обучения. Эффективно использовать как основное, так дополнительное учебное время поможет современная организация образовательного пространства, полагают в Минобрнауки РФ.
Пока в качестве примеров новых архитектурных решений для российских школ в ведомстве рассматривают зарубежный опыт. Как подчеркнули приглашенные эксперты, современные школы за границей сегодня строят по индивидуальным проектами. Здания при этом выступают в качестве районообразующих объектов.
Школа в Париже. Авторы проекта выполнили сразу несколько задач – создали здание, отвечающее экологическим нормам, требованиям образовательного процесса и вписали конструкцию в городской пейзаж.
Одним из системообразующих элементов современной школы должны стать атриумы. «Это открытое визуальное пространство для совместных занятий, различных мероприятий и простого общения», – пояснили в пресс-службе Минобрнауки РФ.
Пример атриума в начальной школе в шотландском городе Эр.
Такие здания, построенные по всем стандартам современности, должны поднять статус школы как общественного института и статус учителя, считает архитектор и искусствовед Григорий Ревзин. Но главное, по словам эксперта, – сделать здания более эффективными с точки зрения образовательного процесса.
«Эксперт отметил эффективность использования пространства в современных мировых школах, где каждая зона интерактивно используется для разрешения различных задач: это уход от традиционного понимания компьютерных классов к компьютеризации образования в целом, к передвижной компьютерной технике, переход на многопрофильные спортивные площадки», – пояснили в пресс-службе Минобрнауки РФ.
Школа Vittra в Стокгольме.
Между тем пока на пути у школ будущего в России лежит множество преград. Одна из них – консервативные и иногда устаревшие санитарные нормы, подчеркивают в Минобре. Да и хотя бы приблизительных проектов для строительства новых зданий еще нет, говорят в ведомстве.
Однако в скором времени в Минобрнауки обещают приступить к решению поставленных задач. Первым шагом станет открытый конкурс архитекторов.
«Такой конкурс можно провести в ближайшее время, это поможет проанализировать существующий опыт и поможет двигаться дальше в вопросе преобразования школьного пространства», – отметила директор департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Анастасия Зырянова.
Фото: Фото из открытых источников