Согласно очередному социологическому опросу, призванному проверить элементарные знания, 32% россиян полагают, что Солнце – это спутник Земли. Необычную статистику озвучили на парламентских слушаниях в Госдуме РФ. Депутаты попытались выяснить, как изменить подходы к современному образованию, чтобы улучшить его качество.
Качество российского образования упало до самых низких показателей, заявил первый заместитель председателя комитета Госдумы по образованию Олег Смолин. Парламентарий напомнил, что когда-то советская школа входила в тройку мировых лидеров. Однако теперь наша страна уступает даже некоторым развивающимся странам.
«Сейчас, согласно докладу ООН о развитии человека, мы – сорок первые. 32% российского населения думают, что Солнце – это спутник Земли. Примерно столько же считают, что от радиоактивности можно избавиться, прокипятив молоко. По данным педагогов, порядка 20% старшеклассников функционально неграмотные в смысле грамотности чтения. Я уже не говорю о том, что, по данным Академии образования, даже в 1992 году у нас 58% подростков были способны к альтруистическому поведению, сейчас таких осталось 16%», – сказал Смолин.
Не менее сложная ситуации сегодня складывается с уровнем знаний в студенческой среде: «Я как декан факультета в МГУ ежегодно получаю продукт нашего среднего или общего образования, – заметил глава комитета Госдумы по образованию Вячеслав Никонов. – И я могу сказать, что задача избавиться от туго набитых знаниями голов успешно решена. Ну, буквально единицы встречаются с туго набитыми знаниями головами, причем не каждый год. Число «светочей» мысли тоже маловато. Говорить и писать практически никто не умеет. Напомню: это МГУ».
По мнению участников дискуссии, к сложившейся ситуации во многом привели особенности нового образовательного законодательства. Школы и учителя получили слишком много свободы, что и сказалось на качестве подготовки учеников.
«Образовательная программа теперь разрабатывается школой самостоятельно на основе стандарта и с учетом примерной образовательной программы. Ее можно и не учитывать. То есть примерная образовательная программа перестала быть обязательным нормативным документом, и образовательная организация может составить свою собственную образовательную программу, не используя примерную. Она может опираться только на стандарт», – отметила заместитель председателя комитета Госдумы по образованию Ирина Мануйлова.
Система образования нуждается в создании «фундаментального ядра содержания», отметила парламентарий. Закон должен более четко прописывать цели и результаты обучения. А учитель в каждой школе обязан знать, что будут уметь его ученики помимо решения тестов ЕГЭ.
С коллегой согласился заместитель директора по научной работе Института содержания и методов обучения Российской академии образования Алексей Журин. По его мнению, единый образовательный подход просто необходим в масштабах большой страны.
«Новые стандарты стандартизируют, пожалуй, все сейчас в школьной жизни. Единственное, чего нет в стандарте, – это конкретного содержания. Вот отказались от базисного учебного плана. То есть каждая школа теперь вправе делать свой учебный план, а школ в России 45 тысяч! И что будет с ребенком, который переезжает из одного региона в другой?» – отметил Журин.
Итог дискуссии законотворцев подвел глава комитета по образованию Вячеслав Никовнов: «Считать, что мы в нашем образовании идем от успеха к успеху, мягко говоря, не приходится. И не случайно сейчас мы предпринимаем некоторые шаги, которые могут дать стимулы людям научиться хотя бы говорить и писать. Сочинение в программу возвращаем, снова появился устный компонент в экзаменах».
Следующими шагами по поднятию уровня образования в стране должна стать дальнейшая конкретизации содержания учебного процесс, сокращения перечня учебников, рекомендованных школе, пришли к выводу парламентарии.
Фото: Фото с Galactic.org.ua