Инженерные программы вузов в скором времени должны серьезно модернизироваться. Согласно нововведениям, половину учебного времени студенты должны проводить не в аудиториях, а на реальном производстве. Учебную литературу и лекции должны заменить технологические тренажеры. Такую задачу перед техническими вузами Дона поставили в Минобрнауки РФ. Как подчеркивают в ведомстве, на выходе предприятия должны получить специалистов, которые смогут самостоятельно работать на должности начальника или замначальника цеха.
Об изменении содержания инженерного образования рассказал директор департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки РФ Александр Соболев на заседании Совета ректоров вузов Ростовской области. По словам чиновника, сама профессия инженера сегодня подразумевает новый функционал.
«Мы привыкли к инженеру в его классическом понимании, как человеку, который обслуживает технологические процессы. Сейчас ситуация стала кардинально другой. Существует как минимум три типа работников современных производств: во-первых, это просто квалифицированные работники, которые обеспечивают основные технологические операции; существует то, что обычно называют линейным инженером. Это люди, которые обеспечивают рутинные инженерные процессы, способны их обслуживать, но не способны их генерировать. Но современный мир меняется очень быстро и он диктует необходимость в совершенно ином типе инженера. Так называемом инновационном инженере, который генерирует новые проекты, создает новые технологические условия», – подчеркнул Соболев.
По словам представителя Минобра, вузы должны перестроиться на производство таких кадров в ближайшие годы. А для этого необходимо как можно плотнее сблизиться с активно работающими производствами.
«Я могу привести пример западных предприятий, когда Nasa, Boeing – любое крупное предприятие, публикует список компетенций, требований и все измерители и подсчитывает все объемы до 30 года. В России ситуация принципиально другая – нет не только объемов и самое главное – требований, кого мы собираемся готовить», – заявил Александр Соболев.
Ситуацию должно исправить широкое внедрение прикладного бакалавриата в вузах. Для того, чтобы потребности современных производств совпали с возможностями вузов, последним необходимо сделать учебный процесс более практикоориентированным. Одна треть, а лучше половина учебного времени должна быть вынесена на предприятие, уверены в минобре.
Вузам в этой связи предстоит позаботиться не только о специальных договорах с предприятиями, но и о создании условий для обучения, соответствующих всем требованиям безопасности.
«Должен быть создан учебный центр, полигон, тренажеры и вся инфраструктура, которая обеспечивает протаскивания человека через все этапы технологического процесса. На выходе, таким образом, получается функциональный специалист, который может работать на уровне начальника или замначальника цеха», – пояснил Соболев.
В ближайшие годы практикоориентированным должен стать учебный процесс во всех вузах страны, подчеркивают в минобре. По данным ведомства, первые эксперименты с его внедрением уже пользуются популярностью у абитуриентов.
«В прошлом году мы вбросили в систему пять тысяч бюджетных мест, еще три тысячи пришли на внебюджетные места. Что нас удивило: на прикладную программу конкурс был выше, чем на академические. В этом году набор на прикладной бакалавриат составит 20 тысяч мест, на 15 год – это 60 тысяч. Задача к 18 году довести объем прикладных бакалавров до 30% от контингента обучающихся. Это означает, что большая часть подготовки в бакалавриате будет носить прикладной характер», – подвел итог глава департамента.
Фото: Фото с сайта Rl0.ru