Министерство образования РФ обнародовало очередной проект – концепцию поддержки развития педагогического образования. Один из главных моментов, которые предстоит исправить, по мнению разработчиков документа, – это крайне низкое качество абитуриентов, поступающих в педвузы. Как результат – к работе в школе приступают в большинстве случаев те молодые специалисты, которым просто некуда податься. Авторы концепции обещают остановить негативную тенденцию.
«В целом результаты приема и обучения по педагогическим направлениям подготовки, а также данные о трудоустройстве выпускников соответствующих программ свидетельствуют о существовании «двойного негативного отбора», когда в педагогические вузы поступают не самые лучшие (в академическом смысле) абитуриенты, а учителями становятся не самые лучшие выпускники. При этом значительная часть выпускников, обучившихся по программам подготовки педагогов, не трудоустраивается ни в систему образования, ни в социальную сферу», – рассказали в Министерстве образования РФ.
По данным ведомства, только в 2012 году педагогические вузы страны выпустили 133,1 тысячи специалистов. Лишь незначительная часть из этих выпускников отправилась работать в школу. Из последних многие не продержались на посту учителя и года, кардинально сменив поле профессиональной деятельности.
Исследователи не уточняют, в чем причина такой статистики: в низких зарплатах, «трудных» учениках, недопонимании в возрастном педагогическом коллективе, низком статусе учителя в обществе в целом или чем-то еще.
Однако, чаще всего будущие педагоги понимают, что не имеют ничего общего со школой, еще на первых курсах обучения в вузе. Ближе к выпускному вечеру связывают свою судьбу с профессией учителя только 10% пятикурсников педвузов страны.
Именно поэтому главной причиной нехватки педагогических кадров и их низкого качества авторы концепции называют саму систему подготовки будущих учителей. Она построена по устаревшим советским принципам, поэтому идут в педвузы в своем большинстве только троечники, которых там готовят по неактуальным принципам.
Исправить сложившееся положение вещей способны только кардинальные перемены в программах обучения педвузах. Именно такую цель ставят авторы концепции поддержки развития педагогического образования.
Реализация концепции поддержки развития педагогического образования рассчитана на несколько лет. Старт программы произойдет уже в этом году, а ее завершение намечено на 2017 год.
В первую очередь, Минобру предстоит максимально сблизить педвузы и школы. Практика для студентов должна стать одной из главных частей учебного процесса, а не кратковременным испытанием на последних курсах. В идеале у каждого педвуза должны появится школы-партнеры, на базе которых студенты смогут чаще практиковаться.
Помимо учебных практик каждый будущий учитель должен будет пройти через серию стажировок в учебных заведениях. А чтобы сделать их максимально привлекательными для студентов, авторы концепции настаивают на их платной основе. Материальная компенсации, несомненно, повысит мотивацию, полагают разработчики документа.
Вообще мотивация в процессе обучения будущих педагогов должна занять достойное место, объясняют авторы проекта. На протяжении всей учебы студенты должны знать, зачем они идут в школу, чем они там будут заниматься, не терять интереса к своей специальности.
Не менее важен этот процесс и для выпускников, подчеркивают разработки концепции. Помогать им «войти» в профессию и сориентироваться на правильное построение карьеры будут специальные независимые центры сертификации учителей. Они помогут молодым педагогам не только расставить правильные акценты в преодолении служебной лестницы, но и простимулируют их к профессиональным свершениям через внедрение новой системы оценки педагогов.
Когда система образования ощутит позитивные перемены в связи с реализаций мер документа – остается вопросом времени. Напомним, концепция развития системы педвузов и сама остается только проектом, который проходит этап общественного обсуждения. Оставить свои пожелания ее разработчикам можно на сайтах Московского городского психолого-педагогического университета, Московского педагогического государственного университета, Российского государственного педагогического университета.
Фото: Фото с сайта Рenza-press.ru и автора