Хороший учитель, правильная мотивация на учебу, наследственность, кусочек горького шоколада, занятия с репетитором – все мы с детства знаем, что положительно влияет на успеваемость школьника. Между тем в последнее время ученые значительно продвинулись в изучении взаимосвязи тех или иных факторов жизни с качеством школьных оценок. Самые неожиданные из них – в обзоре Diplom.161.ru.
Благосостояние родителей
Взаимосвязь благосостояния семьи и учебных успехов школьников проследила профессор Таллинского университета Криста Лоогма. Проанализировав данные международного теста на грамотность PISA, исследователь пришла к выводу, что ученики из более обеспеченных семей в целом получают более высокие баллы, чем их сверстники, воспитывающиеся в менее финансово благополучной среде. Отставание последних по уровню знаний составило примерно полтора года, приходит к выводу исследователь.
При этом Лоогма отмечает, что ее результаты нельзя применять к каждому конкретному ученику. Из правила, выведенного в ходе исследования, есть множество исключений, добавляет эксперт. Однако общая тенденция остается таковой: чем выше доходы родителей, тем лучше оценки.
Лень
Для того, чтобы достичь больших успехов в учебе, обучающимся просто необходимо иногда полениться. К таким неожиданным выводам пришли ученые Калифорнийского университета США, проанализировав успехи на протяжении всего периода обучения трех тысяч выпускников одного из колледжей страны.
Понаблюдав за обучающимся и проанализировав их оценки, исследователи выяснили, что временные паузы, которые делали иной раз их подопечные из-за лени, позволяли им сохранять уравновешенность, понижали уровень стресса, предохраняли от необдуманных поступков. При этом это в меньшей степени удавалось их более усердным и ответственным однокашникам.
Однако лень не быстро приносит свои дивиденды, добавляют ученные. В школе ученики, иногда забывающие об учебе, не на самом хорошем счету, а вот в колледже они как раз таки и показывают высокие результаты.
Образование матери
Еще один вывод об успеваемости принадлежит вездесущим британским ученым. Сотрудники университета Биркбек в Лондоне понаблюдали за семьями, в которых воспитывались дети школьного возраста. Прежде всего исследователей интересовало, как с ними занимаются дома и какую помощь в учебе оказывают. Первоначальный вывод специалистов в принципе лежал на поверхности – чем выше уровень образования родителей, тем более высокие оценки получает их ребенок. Но потом ученые также выяснили, что наибольшая ответственность в этом вопросе лежит на матерях. Именно дети более образованных матерей были в итоге успешнее в школе, подводят итог ученые.
Завтрак и дорога до школы
Режим дня играет ключевую роль в успеваемости. Важно вовремя питаться, высыпаться и заниматься спортом. Однако и в этом процессе есть свои ключевые моменты. Их выявили датские ученые, понаблюдав за 19 тысячами детей в возрасте от пяти до 19 лет.
Длительное время исследователи изучали привычки подрастающего поколения и выявили любопытные закономерности: наиболее важны для успеха всего последующего учебного дня плотный завтрак и небольшая физическая нагрузка с утра (подойдет даже 10-минутная пешая прогулка до школы).
Родителям, которые возьмут эти выводы на вооружение, ученые обещают по-настоящему волшебный результат: успеваемость увеличится как минимум на один балл. А для отдельных учеников соблюдение такого режима может стать отправной точкой для стремительного роста успеваемости.
Дизайн школьного помещения
На что обращают внимание родители, когда подыскивают школу для своего чада? В большинстве случаев прежде всего на учителей: их уровень квалификации, стиль преподавания, также оценивают территориальную близость школы к дому, ее уклон и еще много чего.
Между тем Британский совет учителей предлагает оценить и дизайн помещения, в котором предстоит заниматься ученику. Как полагают исследователи, такие вопросы как неуспеваемость, плохое поведение, пропуски могут быть сняты простой перестановкой мебели.
Такие выводы учителя сделали на основе эксперимента, проведенного в одном из колледжей страны. В нем ряд учебных помещений были переоборудованы. По итогам года педагоги подсчитали: в учебных группах, приступивших к занятиям после специального ремонта, выросла посещаемость занятий, а в итоге и успеваемость учеников.
По словам авторов эксперимента, переоборудование классов не потребовало больших затрат: перепланировка подразумевала всего лишь возможность более близкого контакта учеников и учителя и обучающихся между собой.
Объединяет все приведенные выше примеры только одно – все выводы ученые делали на основе анализа успехов заграничных школьников. Будут ли работать их рецепты в случае применения их для отечественных обучающихся – вопрос открытый. Однако эксперты все же рекомендуют родителям поставить домашний эксперимент, применив советы исследователей. Возможно, они все же помогут раскрыть и вашем ребенке маленького гения.
Существует в экспертном сообществе и своеобразный неформальный рейтинг факторов, никак не влияющих на успеваемость учеников. Среди них – наличие школьной формы в учебном заведении, школьные успехи или неудачи родителей, престижность школы. По опыту учителей, например, круглый отличник может воспитываться в семье родителей-троечников, а успехи школьника, скорее всего, будут одинаковыми в школе с введенной формой и без нее и т.д.
Фото: Фото из открытых источников