Итоговое сочинение нужно писать в 9-м или 11-м классе, как его результаты учитывать при поступлении в вуз, может ли это экзаменационное испытание стать устным? Такие вопросы обсуждались в Министерстве образования и науки России на первом заседании рабочей группы.
Обсудить будущий формат этого вида итогового учебного испытания собрались представители минобрнауки России, региональных министерств, учителя, директора школ, преподаватели вузов.
«Необходимо ли проводить сочинение в рамках Единого государственного экзамена или за его пределами, ориентироваться ли только на темы из области литературы или сделать их общими, экзаменовать после 11-го или после 9-го классов?» – сформулировала основные вопросы для обсуждения первый заместитель министра образования РФ Наталья Третьяк.
Руководитель рабочей группы, директор гимназии №56 г. Санкт-Петербурга Майя Пильдес представила собственные модели концепции введения сочинения.
«Моя любимая модель – формат устного экзамена, – заявила директор, – но она достаточно революционна».
Майя Пильдес рассказала о своих разработках. По ее замыслу сочинение становится частью майской промежуточной аттестации в формате устного экзамена и выступает своего рода допуском к итоговой аттестации в формате ЕГЭ.
Так, сначала выпускник готовит индивидуальный проект в форме сочинения, а затем защищает его перед специально созданной комиссией. После этого экзаменуемый отвечает в устной форме на проблемный вопрос по курсу русской литературы 9-11 класса и читает наизусть одно из программных произведений.
«Такой подход позволит нам выявить личностную позицию школьника, уровень культуры его устной речи, – пояснила руководитель рабочей группы. – Кроме того, он позволит преодолеть проблему бездумного заучивания «клише» на «классические темы» и банального списывания».
Совершенно иную модель представил учитель русского языка и литературы Центра образования «Пятьдесят седьмая школа» Сергей Волков. План, составленный им совместно с коллегами, отличался более широким охватом по времени.
Так, первый этап включает в себя внесение изменений в часть «С» обязательного ЕГЭ по русскому языку. Вместо текста по предложенному отрывку на 150 слов выпускник пишет работу объемом не менее 450 слов по одной из 8-10 тем, которые включают в себя как темы по литературе, так и темы общекультурного характера. Вместе с тем, по замыслу Сергея Волкова, необходимо перераспределение заданий частей «А» и «B», поскольку часть вопросов можно перенести в рамки Государственной итоговой аттестации, которая проходит после 9-го класса.
«Лингвистическая составляющая программы по русскому языку фактически заканчивается в 9 классе, основную теорию можно спросить там», – сказал Сергей Волков, аргументируя свою идею.
Для того чтобы не ломать «стобалльность» ЕГЭ, оценка за сочинение должна составлять те же 23 первичных балла, что и нынешняя часть «С».
Дальнейшие этапы разработанной концепции предусматривают, в том числе, введение предмета «русский язык и литература» в старших классах, что, в свою очередь, предполагает и единый экзамен. Тогда произойдет принципиальное изменение: ГИА по русскому языку будет проверять лингвистическую составляющую , а ЕГЭ – речевые навыки, сформированные предметом «Русский язык и литература».
Были озвучены на заседании рабочей группы и другие идеи. Одну из них, в частности, предложила Наталья Третьяк, сообщив, что собственная концепция сформировалась у нее в ходе обсуждения и представляет собой некий симбиоз.
Так, согласно предложению первого заместителя министра, сочинение должно стать одной из форм итоговой аттестации в школе. При этом выборка не должна ограничиваться только литературной составляющей, для чего будет сформирован общий банк тем. Также Наталья Третьяк предложила централизованно утвердить критерии оценки итогового сочинения, а при поступлении в вуз учитывать оценку за сочинение вместе с содержанием портфолио абитуриента.
Как сообщили в министерстве образования, по итогам обсуждения члены рабочей группы решили все пять предложенных моделей выложить для обсуждения профессиональным сообществом в сети Интернет.