Современная школа должна реализовывать учебный процесс в одну смену. Более того, ей нужна современная инфраструктура. А сами учебные заведения должны переориентироваться на непрерывный процесс обучения, когда ученик после всех уроков посещает дополнительные занятия и таким образом проводит в школе практически весь день. Такой курс перемен в системе образования обозначили в федеральном правительстве.
Проблемы российских школ обсудили на специальном заседании в четверг, 23 января. По словам председателя правительства РФ Дмитрия Медведева, главная из них – это переполненность значительной части российских средних учебных заведений и как следствие – вторые и третьи смены.
По данным Министерства образования РФ, к 2020-2021 учебному году численность школьников возрастет примерно на два с половиной миллиона человек, притом что уже сейчас 10 686 школ (а это почти четверть) вынуждены вести обучение в две, а иногда и в три смены. В таких условиях сегодня обучается почти два миллиона детей.
«Мы в последнее время серьезно занимаемся расширением сети детских садов. В ближайшее время, естественно, дети, которые ходят в детские садики, пойдут в школу, и, конечно, нам нужно решать те проблемы, которые в школе сохраняются, я имею в виду вторую и третью смену», – отметил Дмитрий Медведев.
Упразднить вторые и третьи смены в школах чиновники планируют уже в ближайшие годы. Это, отмечают в Минобре, позволит не только решить проблемы переполненности и предотвратить возможную нехватку мест, но и усовершенствовать учебный процесс. По замыслу чиновников, освободившееся время учебные заведения смогут активнее использовать для дополнительного образования детей. В идеальном варианте каждая школа должна стать местом, где ребенок проводит весь свой день, получая основное и дополнительное образование.
«Сегодня школа рассматривается как место пребывания ребенка, получается, практически весь день, – рассказала заместитель председателя правительства РФ Ольга Голодец. – Поэтому мы сегодня думаем и о возможностях дополнительного образования в спортивных школах, а также о дополнительном музыкальном образовании, хореографическом образовании. То есть сегодня учреждения дополнительного образования также тяготеют к школьной инфраструктуре, и это мы тоже должны учитывать в новых проектах и новых подходах».
Между тем, реализацию планов по совершенствованию учебного процесса вряд ли выдержат многие школьные здания, подчеркивают в Минобре. Большинство из них – это советские постройки с устаревшей планировкой.
«В регионах сохраняются здания школ, спроектированные и построенные еще в середине прошлого века, иногда и существенно раньше. Естественно, они не отвечают возросшим требованиям к качеству обучения и целому ряду критериев комфорта и безопасности», – пояснил министр образования РФ Дмитрий Ливанов.
Минобрнауки РФ: на 1 января 2014 года 633 школьных здания находятся в аварийном состоянии и еще свыше восьми тысяч зданий требуют капитального ремонта. 5,4 тысячи зданий сельских школ все еще не соответствуют современным санитарным требованиям.
По словам чиновника, в ведомстве уже намечен ремонт большинства средних учебных заведений страны. Там, где он невозможен, предстоит построить новые школы по современным типовым проектам.
«Нам необходимо обеспечить функциональную гибкость помещений, позволяющую их использовать для разных видов деятельности и возрастов. Предстоит гарантировать не только удовлетворительный средний уровень инфраструктуры школ, но и достижение базового, то есть необходимого для новых стандартов уровня инфраструктуры в каждой российской школе», – пояснили министр.
В целом курс перемен в школе на ближайшее время подразумевает упразднение вторых и третьих смен, объединение школ с центрами дополнительного образования, приведение их инфраструктуры в соответствие с современными требованиями. Однако когда реализуются все намеченные планы ясно не до конца. По словам премьер-министра РФ, сначала правительство должно решит проблему очередности в детских садах, а уже потом возьмется за школы.
Фото: Фото с сайта Тv-express.ru