Выпускники российских школ вновь возьмутся за написание объемных сочинений по литературе в качестве итогового экзамена. Нововведение планируют внедрить уже в следующем учебном году. Поручение вернуть сочинение в школы дал правительству страны президент Владимир Путин. Какими будут успехи учеников после многолетнего господства ЕГЭ в школах, разбирался Diplom.161.ru.
О необходимости возрождения экзамена по литературе в форме сочинения впервые глава государства сказал на заседании cовета по культуре и искусству, прошедшем в начале октября. Тогда президент предложил приурочить нововведение к году культуры в России, которым объявлен 2014 год.
«Принципиально важно, чтобы задачи культурной политики были предельно понятны. Прежде всего понятны нашим гражданам, понятны молодежи. Мы должны создать такие условия, при которых всесторонняя образованность, способность свободно ориентироваться в классической и современной живописи, музыке, литературе станет для подрастающего поколения нормой, образом жизни, насущной потребностью», – отметил президент РФ Владимир Путин.
По мнению президента, умение рассуждать на тему ключевых классических произведений, которое тренирует сочинение по литературе, – неотъемлемая часть этого процесса. Точку зрения главы государства поддержали и другие члены совета. Некоторые из них предложили пойти дальше и внедрить сочинение и в систему высшего образования.
«Мне кажется, было бы логично именно в год культуры в России ввести обязательный экзамен по литературе в школах. Мне кажется, вообще было бы правильно ввести курс классической русской литературы во всех вузах страны, включая технические вузы и военные, средние и высшие учебные заведения», – отметил кинорежиссер, член Совета по культуре и искусству при президенте РФ Карен Шахназаров.
По итогам заседания совета на днях президент подписал специальное поручение правительству РФ. Согласно документу, чиновникам в срок до марта 2014 года предстоит «принять меры по совершенствованию методик преподавания русского языка и литературы в общеобразовательных организациях». Также поручение подразумевает «необходимость учета при оценке степени освоения соответствующей образовательной программы полного общего образования результатов публичной защиты обучающимися индивидуальных проектов в форме сочинения».
Примеры тем мини-сочинений, которые сейчас пишут школьники в рамках ЕГЭ:
• Как в первых эпизодах «Отцов и детей» намечается основной конфликт произведения?
• Как в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» отражено столкновение мечты с действительностью?
• В чем смысл сопоставления образов Катерины и Варвары? (по пьесе А.Н. Островского «Гроза»).
Ответ на вопрос должен содержать не менее 150 слов, быть композиционно целостным, без орфографических, пунктуационных, речевых ошибок.
В случае, если работа чиновников окажется успешной и они выполнят поручения в срок, сочинение по литературе выпускники напишут уже в следующем учебном году. Однако не все специалисты в области образования разделяют восторженную позицию членов совета по культуре по поводу очередного школьного нововведения.
«С ужасом думаю о возможном введении с 2016 года экзаменационного сочинения по литературе. Дети не только сочинение, изложение не готовы писать. К такому нововведению нужно заранее готовить и учителей, и учеников», – отметила ранее заместитель председатель комитета по образованию Госдумы Надежда Шайденко.
Опасения парламентария во многом поняты. Более пяти лет выпускники школ не пишут сочинения по литературе в качестве итогового экзамена. Все их творческие рассуждения в период аттестации укладываются в 150 слов на заданную тему в части С единого госэкзамена по русскому языку.
Однако учителя донских школ подчеркивают: мера по возвращению сочинений – одна из самых долгожданных среди российских словесников. Безусловно, приучить детей вновь развернуто излагать свои мысли будет непросто, но без сочинения невозможно полноценное изучение литературы, подчеркивают преподаватели.
«Дети сегодня, конечно, привыкли ставить галочки в тестах, – говорит учитель русского языка и литературы Валентина Богатырева. – Работу по возвращению экзамена в форме сочинения нужно начинать вести с сегодняшними пятиклашками, чтобы они через несколько лет смогли пройти испытание достойно. Но такой экзамен нужно возвращать однозначно. Заканчивая школу, дети должны уметь писать красиво, грамотно, а самое главное – они должны учиться думать, мыслить творчески».
Фото: Фото с сайта Рrivet.ru