Семейное образование в провинции развито гораздо в меньше степени, чем в Питере и Москве. Тем не менее есть родители, которые критически относятся к традиционной школе, не желают мириться с ее конвейерным подходом и безличным отношением к детям со стороны учителей. Такие родители ищут альтернативные пути, находят людей, которые будут помогать их детям учиться, и переводят детей на семейную форму образования.
Семейное образование вовсе не означает, что родители будут сами всему обучать ребенка. Хотя и это вполне реально. Одни обращаются к репетиторам, другие объединяются в группы и находят для детей одного учителя, который учит детей в интересной, увлекательной форме, и при этом дети получают не просто глубокие знания, а понимание того, что они изучают и зачем они это делают. Таких детей отличает и внутренняя свобода – они свободны в общении, самовыражении, не боятся вступать в контакт со взрослыми. Эти дети растут в свободе, на занятиях инициатива каждого поддерживается, с мнением детей считаются, к каждому прислушиваются.
Рассказывает мама девятилетней Оли Юлия Каллистова. Девочка учится в подобной группе, в муниципальной школе оформлена на семейном образовании: «Моя дочь в первый класс пошла в обычную школу. Честно сказать, мне не понравился учитель, я ожидала более внимательного отношения к детям. Но первый класс Оля отучилась в обычной школе. Многое меня не устраивало. И когда она пошла во второй класс, меня пригласили заниматься у одной учительницы, которая ведет группу детей, оформленных на семейном образовании. И когда моя дочь походила в эту группу, она больше не пожелала возвращаться в обычную школу. И мы решили перейти на семейную форму образования. Директор и педсостав школы спокойно отнеслись к нашему решению, даже порадовались за нас. В течение трех недель мы оформили все необходимые документы. Теперь дочка учится с удовольствием, а в школу ходит два раза в месяц для сдачи контрольных работ. И сравнивая свою дочь с другими детьми, я вижу в ней более позитивное отношение к миру, она более свободна в общении. В школе ребенок запуган, а здесь их учат свободно выражать свое мнение и свободно общаться с любым человеком, будь это ребенок или взрослый. У этих детей более выражена ответственность за себя и за других. Такие дети замечательно развиваются сами – читают то, что им интересно. Моя дочь любит стихи Высоцкого».
Семейную форму образования выбирают родители, которые сами работают с детьми не по стандартным программам.
Рассказывает мама восьмилетнего Виктора и педагог монтессори-клуба «Выше радуги» Анна Карпенко: «Я выбрала семейное образование, потому что сама работаю в нетрадиционной педагогике, в которой главный принцип – свобода выбора, хоть и в определенных границах. Работая педагогом, я вижу, как дети растут свободными и воспринимают педагога как друга. Мой сын занимался в монтессори-группе и параллельно с этим ходил в традиционный детский сад. И я видела там обратное: ребенок должен подчиняться, воспитатели приказывают и делают выводы в отношении детей, не разбираясь в ситуациях. Я не стала водить сына в сад, он стал заниматься в монтессори-группе. Но когда ему исполняется семь лет, надо было решать вопрос со школой. И я понимала, что там будет то же самое – приказы, неуважение к ребенку, подавление инициативы. Я искала возможности, от знакомой девушки узнала про группу детей, с которыми занимается очень хороший педагог, с которым дети развиваются естественно, свободно, а уровень знаний у них гораздо более высокий и качественный, чем в школе.
Мы перевелись на семейное образование, но у нас постоянно возникают трудности во взаимоотношениях со школой, в которой числится мой сын. Меня обвиняют в том, что я не даю ребенку нормально учиться и общаться с детьми. Сейчас я хочу найти другую муниципальную школу, где бы к семейному образованию относились спокойно. Дети, которые не ходят в школу, более раскрепощены, более уверены в себе, они не боятся сделать ошибку, они свободны от оценочной системы. Я заметила, что обычно дети побаиваются взрослых. Мой сын спокойно разговаривает со взрослыми, он договаривается о скидках в магазине, если ему нужна игрушка. Я не нацелена на знания, мне важно, каков ребенок как личность. Он пока пишет плохо – ничего страшного. Не может он сейчас запомнить стих – и я не буду от него требовать. Мне важно, как он будет проявлять себя, как реализуется в жизни. Главное – какой ты человек и куда ты идешь, какая цель у тебя в жизни. В принципе я не против традиционной школы, главное, чтобы был хороший педагог, который понимает и уважает детей».
Несколько иной взгляд на семейное образование выразил отец четырнадцатилетнего сына Артур Сиразетдинов. До седьмого класса мальчик получал семейное образование, потом родители отправили его в обычную школу. Артур объясняет это тем, что дошкольном и младшем школьном возрасте у ребенка формируется познавательная мотивация, и весь процесс обучения должен быть свободным, без каких-либо рамок и ограничений, что в обычной школе просто невозможно. А в подростковом возрасте у человека возникает осознанная мотивация, он строит планы на жизнь, поэтому и обучение его должно быть целенаправленным и регламентированным.
«Мы с женой сами занимались с сыном, это происходило не каждый день, это происходило очень редко, – рассказывает Артур. – Я ему что-то объяснял, он понимал, потом мы это отрабатывали. У сына было достаточно много времени, чтобы общаться с друзьями, ходить в музыкальную школу и заниматься другими интересными делами. И когда эта познавательная мотивация сформирована – это происходит к 13-14 годам – ребенку учиться в обычной школе будет несложно, ему будет интересно. Он будет учиться целенаправленно, понимая, для чего ему это нужно. Он начинает изучать то, что ему нравится, очень глубоко. Если до этого все было построено правильно, тогда дети уже умеют учиться, и в это время они и должны учиться. А до этого они не учатся. Они играют, экспериментируют, пробуют, общаются, обмениваются опытом. Это нельзя назвать обучением». Здесь мы видим более глубокий, философский подход к образованию ребенка.
Для прояснения ситуации с семейным образованием с юридической точки зрения я решила обратиться к юристам. Ситуацию прокомментировал ведущий юрисконсульт консалтинговой компании «Лигал Эксперт» Валерий Истомин: «По закону родители имеют право дать общее образование в семье. Для этого родители должны заключить договор со школой, которая может содействовать обучению в семейной форме. Дети должны проходить промежуточные и итоговые аттестации в школе. Если ребенок не справляется с требованиями общеобразовательной программы (не проходит аттестации и не ликвидирует задолженность), он должен продолжить образование в обычной школе. В некоторых субъектах РФ родители, которые сами обучают своих детей, получают компенсацию за затраты на обучение. На сегодняшний день семейная форма образования отличается низким уровнем законодательного урегулирования, что создает определенные трудности в обучении ребенка. Но стремительные темпы роста детей, обучающихся в семье, позволяют говорить о необходимости появления новых подзаконных нормативных актов».
Изучая состояние семейного образования в России, я наткнулась на проект Игоря и Валентины Чапковских «Семейное образование». На сайте собрана вся информация о семейном образовании – законодательная сторона, интервью, истории родителей – много ценного и интересного. Истории, приведенные там, а также истории наших родителей, могут быть очень хорошей поддержкой для родителей, которые ищут альтернативные варианты образования своих детей. Опираясь на опыт других родителей, единомышленников, в новом направлении можно идти более уверенно и свободно.
Фото: Фото с сайта Мaterinstvo.ru