С нового учебного года школьники будут ходить на уроки в форме. Теперь она рекомендована на федеральном уровне. Пока единого комплекта нет, поэтому одежду будут выбирать родители совместно с администрацией школы. Тем не менее идея школьной формы находит не только союзников, но и ярых противников всеобщего равенства.
Эксперименты со школьной формой не новы. Так, после революции 1917 года от стандарта одежды отказались, однако к 1948 школьная форма вернулась. Несогласных и несоблюдавших правила учеников наказывали. К 60-м годам форму модернизировали, продолжая менять стиль каждое десятилетие. Мальчики носили синие брюки и куртки, девочки – коричневые платья с черными фартуками и бантами. В 1992 году форму отменили. На сегодняшний день в гимназиях и лицеях Челябинска установлен деловой дресс-код. В обычных общеобразовательных школах «черный низ, белый верх» встретишь редко.
«У нас достаточно обычная школа: в основном здесь обучаются дети из рабочих семей. Прийти на уроки в «спортивках», в которых вчера лазали через забор, – норма. Смотрится неэстетично, поэтому я скорее за школьную форму. Но одевать всех детей одинаково и однообразно считаю неправильным – не при Советах живем», – делится мнением учитель русского и литературы школы №27 Марина Миронова.
Именно боязнь «уравниловки» – один из самых веских родительских доводов. Но чего же опасаются мамы и папы? Ведь современную школьную форму разрабатывает целая команда модельеров и стилистов – скучной и серой она точно не будет.
Кроме того, решение в конечном итоге останется за родителями – выбирать цвет и фасон будет не только директор, но и родительский комитет – предложения о сотрудничестве двух сторон активно обсуждают в Думе. «Я уверена, что школьную форму вводят для того, чтобы из детей выросли марионетки. Одинаковая одежда сделает всех, как на конвейере. Что там говорят? Дисциплинировать, привить вкус? Да никакая форма не воспитает ребенка, если в семье на него всем начхать. Из поколения, которое выросло безличным из-за школьной формы, получится послушное стадо», – считает мама пятиклассника Евгения.
Не меньше споров вызывает и цена формы. Предполагаемая стоимость одного комплекта от Зайцева – около трех тысяч рублей. А детям нужно будет, как минимум, зимний и демисезонный комплекты, запасные варианты. Кроме необходимой одежды, школьнику нужно купить несколько комплектов учебников, которые год от года становятся дороже.
«Мы почти две тысячи отдали за учебники в этом году. Плюс взносы в фонд класса – отдельная песня. У меня зарплата 30 тысяч, дочь воспитываю одна. Слава богу, своя квартира. В школе у нас деловой стиль одежды, но дочка капризничает иногда – любит больше джинсы. Да и я считаю, что джинсы и водолазка – хороший вариант: хоть на переменках побегать можно, отдохнуть. И выглядит ребенок цивильно – не в топике же пришла в школу. А если форму введут, начнется: летний комплект, зимний. Одежда на физкультуру. Обувь, опять же, недешевое удовольствие. Лучше бы как есть оставили, в конце концов, позволить себе несколько видов формы сможет не каждый родитель. А так хоть компоновать можно без ущерба для семейного бюджета», – рассказала мама первоклассницы Екатерина.
Непосредственные участники процесса – сами школьники – к единой форме относятся по-разному. Малыши ничего против не имеют, однако старшеклассники, тем более будущие выпускники к одинаковой одежде относятся негативно.
«У нас остался-то последний год уже, а тут эту форму вводят. Кому она нужна? Первоклашек родители одевают, а мы уже вроде как сами понимаем в чем ходить. Мини-юбки у нас никто не носит, майки тоже. Не на пляже вроде. Я вообще не понимаю, где школьников таких берут. У нас максимум в прозрачной водолазке и жилетке кто-то прийти может, но в брюках, например. Смотрится гармонично и не вызывающе. Стильно. Никто не говорит, что мы самовыражаемся через одежду, однако показать свою индивидуальность можно. В любом случае, старшеклассники одеваются сдержанно. Деловой стиль был бы оптимальным решением. А одинаковые серые юбки, белые рубашки…Скучно», – возмущается десятиклассница Юля.
Однако старшеклассники совсем не против формы, похожей на заграничную. Обязательная школьная форма принята практически во всех странах, и у челябинских школьников вызывает, по меньшей мере, восторг. «Смотря какую форму введут у нас. Мне кажется, она будет проигрывать модным пиджакам, как в Англии, например. В Японии просто великолепная форма. Я бы с удовольствием такую носила. А ту, которую делают у нас…Не в какие ворота не лезет. Не умеешь – не берись», – считает школьница Наталья.
Необходима ли школьная форма? Ведь элитные школы, лицеи и гимназии имеют обязательный деловой дресс-код, и заявиться на уроки в «Адидасе» никому и в голову не придет. В общеобразовательных школах с формой сложнее, однако всеобще равенство вряд ли дисциплинирует забияк или настроит на рабочий лад откровенных бездельников.
«Я считаю, что маленького хулигана или распущенную девчонку школьной формой не приструнить. Можно только усугубить ситуацию, вызвать дополнительную агрессию и озлобить. Да и форма, которую предлагают большинство нынешних школ словно оторвана от современных представлений о моде. Это какой-то невнятный кусок серой материи из прошлого», – считает стилист Ксения Зимина.
И конечно, школьная форма должна не только быть модной, но и практичной – выполненной из качественного материала с приятным и удобным фасоном.
«Выход один – демонстрировать детям иную моду из-за бугра. Есть стили, которые берут в основу жакеты и пиджаки, брюки со стрелками и юбки плиссе. Покажите ученикам стиль preppy и dandy. В таких образах приветствуются портфели, галстуки и бабочки, эмблемы и заплаты на лацканах – все то, что сделает форму любимой и красивой. Выделите время для открытого урока или классного часа и поговорите с детьми об учебном дресс-коде и этикете. Пригласите стилиста или скачайте все сезоны сериала «Сплетница» и сделайте его просмотр домашним заданием», – добавляет Ксения.
Какой будет обязательная школьная форма в конкретных учебных заведениях – еще неясно, однако закон уже принят и набирает обороты. Похоже, родителям уже сейчас необходимо копить деньги, а школьникам привыкать к мысли, что выделяться можно не только одеждой, но и знаниями. Ведь, в конце концов, в школу приходят именно за ними.