Большинство донских студентов мечтают быть предпринимателями в сфере малого или среднего бизнеса. Между тем получается найти себя у многих только в работе по найму. Чаще всего молодому специалисту удается устроиться менеджером по продажам. Таковы данные социологических опросов, проведенных среди юношей и девушек.
«Во всей стране студенты хотят больше работать в госкорпорациях, крупных коммерческих структурах. Но специфика юга России именно в том, что здесь молодежь хочет заняться предпринимательством», – рассказала ректор ЮФУ Марина Боровская.
К таким выводам пришли вузовские исследователи, опросив студентов. По их данным, видят себя предпринимателями 52% респондентов.
Именно поэтому в вузе решено вводить новые компоненты в учебные планы. Задача преподавателей сегодня – не только научить какой-либо специальности, но и дать практические знания об открытии личного бизнеса, убеждена ректор ЮФУ.
«Мы должны дать студенту серьезные навыки открытия индивидуального предпринимательства. Поэтому мы сегодня развиваем школу бизнеса, программы поддержки молодых ребят, решившихся его открыть, и пересматриваем учебные планы», – пояснила Марина Боровская.
По данным федерации независимых профсоюзов России за 2012 год, безработица среди молодежи достигает 30%. Большинство безработных начинающих специалистов имеют высшее образование. При этом рынок труда больше расположен к представителям рабочих специальностей. По данным донского управления центра занятости Ростова-на-Дону за 2012 год, из 51 564 вакансий, которые получила служба, 36 964 или 71,7% подразумевают трудоустройство именно на рабочие специальности.
Возможно, именно потому, что переделка программ обучения вузов еще не завершена, мечты студентов о собственном бизнесе пока остаются только мечтами. По данным одного из рекрутинговых порталов Рунета, большинство молодых специалистов, которые рассчитывают начать работать уже этим летом, предполагают, что будут трудиться по найму.
Значительная часть опрошенных (32%) сообщила, что собирается работать по специальности. Еще 41% респондентов приходится рассчитывать только на работу менеджера по продажам или продавца. Часть участников опроса (27%) сообщили, что пока не представляют, где будут трудиться.
Проблемы начинающих специалистов как с трудоустройством, так и с собственным бизнесом также связаны с недостаточной информированностью молодежи, констатируют эксперты. По данным того же опроса ЮФУ, сегодня студент 97% информации получает именно из Сети. А работодатель в своем большинстве по-прежнему ищет сотрудников где угодно, но только не на просторах Всемирной паутины.
«Студент ищет работу в Интернете, а работодатель по-прежнему расклеивает свои предложения на столбах, – поясняет Марина Боровская. – Именно поэтому мы должны перестроиться под требования современных студентов. Портал вуза должен занять достойное место в этом процессе. Мы очень хотим стать своеобразной «Википедией» для наших студентов».
Однако психологи продолжают настаивать: трудности первого трудоустройства молодых специалистов часто связанны не с недостатком информации о работе, а с неумением вовремя перестроиться на трудовой лад и общение с работодателем.
Главное, что нужно усвоить начинающим профессионалам, – это то, что студенческие годы в прошлом, поэтому нужно отложить любимые джинсы, приготовить деловой костюм и спрятать татуировки и пирсинг, если таковые имеются, отмечают специалисты.
Фото: Фото с сайта Zarplata.net