Должность директора школы станет выборной, а участие в процедуре его определения смогут принимать родители и независимые эксперты. Об этом сообщается в государственной программе «Развитие образования» на 2013–2020 годы, уже подписанной премьером Медведевым. Как донские родители смогут воспользоваться своим новым правом и влиять на процедуру найма руководителей школ, выяснил корреспондент Diplom.161.ru.
В новой государственной программе «Развитие образования» сделана ставка на формирование «умной» системы управления школой. Чиновники прописывают необходимость перехода от административно-командного стиля руководства к системе, основанной «на доверии и обратной связи». Для этого планируется привлечение широкой общественности к найму директоров образовательных организаций.
В программе прописан «переход на конкурсную основу отбора руководителей общеобразовательных организаций с публичным представлением кандидатами программы развития организаций». По сути это означает, что каждый кандидат, претендующий на должность директора школы, лицея или гимназии должен представить свою «предвыборную программу» и разместить ее на сайте организации в Интернете, пишут «Известия» со ссылкой на Минобрнауки РФ. Судьбу соискателя решат либо простое большинство голосов, либо специальная комиссия, в состав которой войдут учителя, родители и независимые эксперты.
По мнению экспертов, нововведения госпрограммы являются хорошо забытыми нормами действующего законодательства. «В законе «Об образовании» в редакции от 10.07.2012 года в статье 35 закреплена процедура конкурсного отбора руководителей школ, если это прописано в Уставе учреждения, – рассказывает начальница отдела по работе с персоналом управления образования Ростова-на-Дону Светлана Пушкаш. – Многие директора ростовских школ назначены именно таким образом. Процедура следующая: кандидаты из кадрового резерва готовят пакет документов и предоставляют их на суд педсостава школы. Новое в программе только то, что на окончательное решение теперь смогут влиять родители».
Между тем сами родители не совсем уверены в том, что нововведение улучшит процедуру подбора кадров в школе. У родительских объединений в школах уже давно есть много прав и механизмов влияния на жизнь образовательного учреждения, однако немногие мамы и папы стремятся ими пользоваться. «Для этого родители должны быть активными, интересующимися жизнью школы, – рассказывает представитель родительского комитета одной из ростовских школ Екатерина Лозина. – У нас на собрание чтобы всех согнать, нужно неделю времени потратить: обзванивать, предупреждать. И то приходят далеко не все. Я не говорю уже о принятии каких-либо решений по поводу жизнедеятельности класса. С этим вообще проблема».
Предвыборные платформы кандидатов в директоры заинтересуют немногих родителей, считает Екатерина: «Это же надо зайти на страничку кандидата, изучить его программу. До этого дойдут руки не у всех, – жалуется представитель родительского комитета. – Еще меньшее количество мам и пап примут участие в голосовании». Прогноз активной родительницы не утешителен: в процедуре подбора руководителей школ вряд ли что-то изменится со вступлением в законную силу программы «Развитие образования». А возможности влиять на школьную жизнь у мам и пап на самом деле уже есть. Они прописаны в Уставах школ. Всем желающим улучшить образовательный процесс эксперт советует тщательнее изучить основной документ учреждения и объединяться в инициативные группы.
Фото: Фото с сайта Liveinternet.ru