Завершилось всероссийское онлайн-голосование по выбору 100 лучших книг для внеклассного чтения. Больше всего голосов набрали произведения, которые сложно поставить в один ряд – «Двенадцать стульев», «А зори здесь тихие» и «Два капитана». Всего свои голоса за лучшие книги оставили 3,5 тысячи пользователей.
С идеей создания списка произведений для внеклассного чтения выступил Владимир Путин во время своей предвыборной кампании. Он предложил провести опрос и сформировать список из 100 книг, которые должен будет самостоятельно прочитать каждый школьник. По заказу министерства образования России голосование организовал Санкт-Петербургский государственный университет. Весной этого года во всех регионах страны прошли опросы, на основе которых были сформированы региональные списки из 100 книг. Обработав эти предложения, эксперты создали сводный общероссийский список, в который вошло более 200 книг, чаще всего упоминавшихся в региональных рекомендациях и не входящих в обязательную школьную программу. В пресс-службе вуза отметили, что за неделю сайт посетили 120 тысяч человек, зарегистрировались и смогли проголосовать 3,5 тысячи пользователей.
На данный момент тройку лидирующих произведений возглавил роман Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Двенадцать стульев», набравший 1,196 тысячи голосов. На втором месте повесть «А зори здесь тихие» Бориса Васильева, за которую отдали свой голос 1,039 тысячи человек. Роман Вениамина Каверина «Два капитана» набрал 979 голосов и занял почетное третье место в списке.
В двадцатку рекомендуемых к прочтению книг, по промежуточным данным, вошли также роман Льва Толстого «Анна Каренина» и повесть Аркадия Гайдара «Чук и Гек», набравшие по 723 голоса, роман «Белая гвардия» Михаила Булгакова, произведения братьев Стругацких, Кира Булычева, стихотворения Владимира Высоцкого, роман Федора Достоевского «Идиот», повесть Николая Гоголя «Вий». Замыкают сотню – роман Владимира Набокова «Защита Лужина», Сергея Довлатова «Чемодан» и «Заповедник» и стихотворения Николая Рубцова.
Менее 200 голосов набрали такие произведения как «Белый пароход» Чингиза Айтматова, «Разгром» Александра Фадеева, «Дар» Владимира Набокова, «Чевенгур» Андрея Платонова, «Былое и думы» Александра Герцена, рассказы и повести Людмилы Петрушевской. В список 100 книг, рекомендуемых к прочтению школьникам, они пока не вошли.
Создание подобного перечня вызвало неоднозначную оценку среди российской интеллигенции. Директор одного из лицеев Александр Попов считает, что слишком поспешно было названо число книг, обязательных для прочтения школьниками. «100 – это плохое число, это кипяток, – считает Александр Евгеньевич. – Нужно другое – человечное. И такое на Земле есть – 365 – число дней в году, в високосные годы – на один день больше. То есть по книге на каждый календарный день. Сто книг уже названы, вакантными остаются еще 265 дней. Замечательно! Мы можем предложить современным писателям купить эти дни. Автор покупает один день, который становится днем его произведения. А вырученные от продажи деньги можно будет потратить на детей».
Доктора филологических наук Марину Загидуллину распределение голосов за литературные произведения не удивило. По ее словам, к таким «народным» спискам ей не раз приходилось обращаться. Например, в 1999 году результат опроса показал, что «Лучшими русскими романами» считаются:
1.М. Шолохов. «Тихий Дон»;
2.А. Иванов. «Вечный зов»;
3.М. Булгаков. «Мастер и Маргарита»;
4.Ильф и Петров. «Двенадцать стульев»;
5.К. Симонов. «Живые и мертвые»;
6.Н. Островский. «Как закалялась сталь»;
7.А. Рыбаков. «Дети Арбата»;
8.А. Фадеев. «Молодая гвардия»;
9.Б. Пастернак. «Доктор Живаго»;
10.Л. Леонов. «Русский лес»;
11.В. Пикуль. «Слово и дело».
«Что касается нового списка, то он отражает «советское прошлое» – представление старшего поколения о самых лучших произведениях, позволяющих самоидентифицироваться как единая нация, – говорит Марина Загидуллина. – В стремлении дать детям в руки те же книги, что читали с удовольствием сами, нет ничего удивительного, так молодые родители выбирают в книжном магазине ребенку книгу с картинками В. Сутеева – чтобы с удовольствием вспомнить собственное детство. Но это «книжки с картинками и стишками» – здесь все понятно. Другой вопрос, как воспримет молодое поколение книги далекого прошлого, будут ли они так же трогать сердца, быть такими же понятными и значимыми?
Однако есть и другая сторона – если найти способ заставить читать именно эти книги, создадутся (искусственно) условия для общей платформы поколений, что, несомненно, очень важно. Помнится, в Едином государстве у Замятина классической книгой-консолидантом было «Расписание железных дорог» – маленькая книжечка из далекого прошлого, восхищавшая гармонией чисел. Ну а если говорить о самой идее «внеклассного чтения для всех» – то да, конечно, это та самая «золотая сотня», по Д.С. Лихачеву, которая должна трепетно передаваться из поколения в поколение и читаться всеми без исключения, объединяя нацию и побеждая вертикаль времени».
В США, например, создан список литературных произведений для студентов. Как рассказала доктор филологических наук, профессор Татьяна Маркова, в Великобритании уже на протяжении нескольких лет существуют подобные списки: «Они созданы для всех возрастов, считается очень престижным прочитать все произведения, входящие в них. Такова политика страны, направленная на популяризацию чтения. Конечно, этот опыт нужно перенимать. Создание списка 100 произведений для внеклассного чтения можно только приветствовать. Как нам еще приучить подрастающее поколение к чтению, научить любить книги, научить искать ответы на жизненные вопросы в них, а не на улице? Классические литературные произведения просто необходимы для гуманитарного, нравственного и эстетического образования. Уход некоторых произведений из школьной программы подобен смерти. Ведь это то, что скрепляет нацию, поколения. Мы все читали «Горе от ума», «Отцов и детей», «Братьев Карамазовых», это нас всех объединяет».
По итогам интернет-голосования и с учетом мнения заинтересованных организаций Минобрнауки России будет сформирован итоговый список 100 книг.
Фото: Фото с сайта Gidka.com