У ЕГЭ по иностранному языку появится устная часть. Об этом на заседании комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политики заявил министр образования Дмитрий Ливанов, сообщает пресс-служба Минобрнауки. Профессиональное сообщество преподавателей встретило новость с одобрением – ведь объективно проверить знания по иностранному, не узнав, как ребенок изъясняется устно, невозможно. Однако успешно сдать реформированный ЕГЭ будет сложнее. Потратить на репетитора придется не только дополнительное время, но и, следовательно, немалые средства.
Сегодня выпускников, сдающих ЕГЭ по иностранному, проверяют по четырем разделам: аудирование, чтение, грамматика и лексика, письмо. Всего экзаменующемуся нужно решить 46 заданий за 160 минут.
«ЕГЭ по иностранному, которое сдают сейчас выпускники, проверяет их языковые знания по многим критериям и действительно отражает уровень владения иностранным, но без устной части проверка не является полной, – рассказывает сотрудник ростовского языкового центра «Дипломат», занимающегося подготовкой школьников к ЕГЭ, Надежда Угрюмова. – В познании языка все-таки главное – это научиться говорить. Не тренировать и не проверять этот навык у школьников – значит подходить к преподаванию иностранного однобоко».
Между тем и без проверки устных знаний выпускники не показывают блестящих результатов по иностранному. По данным пресс-центра Рособрнадзора, в этом году из 70 тысяч сдающих ЕГЭ по английскому 100 баллов набрали только 28 участников, по немецкому, французскому и испанскому языкам ни один школьник не получил высший результат.
Также комиссия по шкалированию Рособрнадзора определила весьма небольшой минимальный порог, свидетельствующий об освоении школьного курса иностранного языка. В 2012 году он составил 20 баллов. Такой балл, безусловно, свидетельствует о невысоком уровне знания языков среди выпускников. Для сравнения по обществознанию такой порог составил 39 баллов, по литературе – 32 балла.
Введение устной части в ЕГЭ по иностранному, в свою очередь, может еще больше понизить и без того не самый высокий уровень баллов, которые набирают школьники.
«Навык говорения – самый сложный в освоении языка, с ним у школьников, как правило, возникают трудности. Дети, даже не занимающиеся дополнительно, часто умеют читать, переводить со словарем, но речь остается слабым звеном. Поэтому введение устной части ЕГЭ по иностранному без корректив в системе подготовки выпускников, безусловно, приведет к снижению балльных показателей», – рассказывает Надежда Угрюмова.
Последует ли за введением устной части в ЕГЭ по иностранному улучшение качества подготовки детей в школе, пока неизвестно. Поэтому родителям, чьи дети планируют сдавать язык, следует подыскивать репетиторов заранее. «Сейчас дети, желающие успешно сдать ЕГЭ по иностранному, начинают интенсивную подготовку примерно за год. В случае добавления устной части, этот срок должен увеличиться как минимум вдвое», – говорит Надежда Угрюмова.
Сейчас ЕГЭ по иностранному языку – предмет по выбору, результаты его сдачи не влияют на получение аттестата. Сертификат по иностранному нужен выпускникам только для поступления в вуз. Но в соответствие с новыми образовательными стандартами, ЕГЭ по иностранному к 2020 году станет обязательным и тогда, скорее всего, на репетитора придется тратиться всем родителям, желающим чтобы их ребенок получил аттестат.
Фото: Фото с сайта english-camps.ru