Школы искусств Ростовской области получат новый правовой статус в связи с внедрением в образовательный процесс предпрофессиональных программ. Это стало возможным благодаря обновлению современного российского законодательства об образовании. Руководители министерства культуры Ростовской области обсудили новое направление работы с директорами муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей. Совещание проходило в музыкальной школе имени Гнесина в Ростове-на-Дону.
В пресс-службе правительства Ростовской области сообщили, что в 1992 году детские школы искусств были переведены в категорию «дополнительное образование», что ставило их на одну ступень с художественными студиями, центрами, домами детского творчества и другими подобными учреждениями. В настоящее время в школах искусств отсутствует обязательный образовательный стандарт, а документ об окончании не является дипломом государственного образца.
Ситуация изменится с введением предпрофессиональных образовательных программ, пояснил в пресс-службе правительства. В марте текущего года утверждены федеральные государственные требования по 11 таким программам: фортепиано, народные, струнные, духовые и ударные инструменты, хоровое пение, музыкальный фольклор, декоративно-прикладное творчество, живопись, хореографическое творчество, искусство театра, искусство цирка.
Отныне детские школы искусств (музыкальные, хореографические, цирковые) смогут реализовывать как программы дополнительного образования (такого уровня подготовку дают кружки, студии, центры творчества), так и предпрофессиональные. Причем, последние – в обязательном порядке.
«Изменится правовой статус детских школ искусств, – подчеркнул министр культуры Александр Резванов, – освоение предпрофессиональных программ будет завершать итоговая аттестация, а выпускники получат документ государственного образца».
В ближайшее время предстоит внести необходимые изменения в уставы детских школ искусств и переоформить лицензии. Новые программы планируется вводить начиная с 2012-2013 учебного года.
Механизмом внедрения новшеств должны стать федеральные государственные требования к содержанию, структуре, условиям реализации и срокам обучения по предпрофессиональным программам, разработанным министерством культуры РФ.
Основной принцип – преемственность новых программ по отношению к действующим примерным и типовым учебным планам 1980-х и 1990-х гг. и учебным планам 2000-х гг.
При этом основные изменения коснутся сроков обучения. Вместо трех- , четырех- , пяти- , семилетних сроков обучения вводятся восьмилетние сроки для детей, поступающих в школу искусств в возрасте семи-девяти лет, и пятилетние – для детей, поступающих в школу в возрасте 10-12 лет. Для детей, не освоивших программы основного общего или полного общего образования, в силу возраста будут введен дополнительный (девятый или шестой) год обучения.
Перемены затронут и учебные планы. В их структуре появятся такие разделы как обязательная часть, вариативная часть, консультации, аттестация. Вариативную часть образовательное учреждение будет разрабатывать самостоятельно в объеме до 20% от времени обязательной части, отведенного на занятия преподавателя с обучающимся.
В учебных планах школ искусств также будут пересмотрены нормы самостоятельной работы обучающихся, объем которой будет определяться с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, а также с учетом параллельного освоения детьми программ начального и основного общего образования, реального объема активного времени суток.
Фото: Фото с сайта Dv-zvezda.ru