ЕГЭ стартовал… При прохождении экзаменов всегда есть психологическое напряжение. Стресс при этом – нормальная реакция организма. Психологи утверждают – лёгкие эмоциональные всплески даже полезны: они положительно сказываются на работоспособности, усиливают умственную деятельность. Однако излишнее эмоциональное напряжение оказывает действие с точностью до наоборот. Подробнее о том, как наиболее эффективно подготовиться к экзаменам, – в беседе с психологом челябинской школы №98 Владимиром Зыковым.
Не конец света
– Экзамены часто вызывают неприятные ощущения: паника, бессонница, страхи, приступы тревоги… Причём это случается даже у тех, кто учит, зубрит… Как с этим бороться?
– Раньше, как помните, экзамены сдавали в два этапа. Первый этап – итоговые экзамены в школе. Второй – когда ты поступаешь в вуз. Силы выпускника распределялись более равномерно. Была передышка между первым и вторым этапами. Но теперь всё объединено в один этап! Это есть «последний и решительный бой». Назад пути нет! Ответственность огромная. От ЕГЭ зависит по сути вся твоя жизнь… Естественно, это давит на психику, лишает покоя и сна. Не только выпускников, но и их родителей. Потому что родители мне тоже жалуются на проблемы. Многие из них страдают бессонницей в период экзаменов детей.
На самом деле надо помнить, что не так уж всё и бесповоротно. Пересдать экзамен всегда можно. Для этого в расписании ЕГЭ есть специально выделенные резервные дни. Учителя порой об этом сознательно умалчивают, чтобы «дисциплинировать» ребят… Потому что, если школа плохо сдаст ЕГЭ, произойдёт понижение её рейтинга, школу начнут «песочить» на разных учительских совещаниях, учителя не получат премию.
Но вы-то должны помнить: есть резервный день! Если вы не сдали экзамен даже в резервный день – тоже не конец света. В принципе, ничего страшного. Вы можете сдать его на следующий год. И получите аттестат!
– Дайте какие-то определяющие установки.
– К ЕГЭ надо изначально относиться положительно. Есть наблюдение: если ребёнок готовится на негативе – из-под палки – то, когда он расслабляется и находится в позитивном состоянии, он не помнит изученную информацию. А если учит на позитиве, положительный результат очевиден… Поэтому у отличников на экзамене, если они загрузили себя негативом, отшибает память – они могут и не вспомнить ничего.
Что такое проблема? Это отсутствие ресурса в данный промежуток времени на данной территории. Ресурс – это ваш опыт либо помощь извне. Я не раз наблюдал: выполняет ребёнок какой-нибудь психологический тест, рядом сидит его мама… И если он привык на маму всё время равняться, он будет оглядываться на неё и во время теста, будто ждать подсказки. Если она не даёт подсказки, он не знает, что делать.
Часто проблему создают родители. Стоят над ребёнком и говорят: пока это задание не сделаешь, я тебя не отпущу гулять! И вот, представьте, ученик, воспитанный в такой манере, сидит на ЕГЭ. И у него в сознании всплывает: если я не справлюсь с ЕГЭ, то родители мне не дадут что-то очень для меня важное. И вообще я подведу родителей… Он начинает выполнять задание, а оно не решается. Ему бы перейти дальше, решать что-то более легкое и доступное, но – нет, он зацикливается на трудном, в его сознании уже всплывают недовольные лица родителей. Всё это его ещё больше погружает в стресс, лишает всякой активности… В конечном итоге он действительно не выполняет задание. Почему? Потому что решал не ту проблему, которая перед ним непосредственно стоит (ЕГЭ), а вспоминал, что мама-папа говорили ему, напутствуя: пока не решишь, домой не приходи! Вот так настраивать детей не надо!
Если вы выполняете ЕГЭ, и какое-то задание не получается, «отпустите» это задание, идите дальше! Время-то тикает… Нельзя стопориться на чём-то одном. Если всё же это происходит, наступает страх. Либо второй вариант: ребёнок впадёт в агрессию. Скажет примерно следующее: да пошли вы со своими заданиями! Бросит листки... Такое тоже случается. Это защитная система. Происходит такое из-за того, что ученик не может понять: не даётся тебе задание, перейди дальше!
ЕГЭ построен таким образом: есть задания очень серьёзные, а есть очень лёгкие. Но ведь и лёгкие приносят баллы! Так решите сначала лёгкие, заработайте свои баллы! А потом уже переходите к более сложному.
Информация в процентах
– Что есть, что пить перед экзаменом?
– Мозговая деятельность забирает много сил, поглощает жизненные ресурсы. Их надо восполнять витаминами. Помимо того чтобы кровь хорошо работала, циркулировала и снабжала мозг, надо выполнить физические упражнения на дыхание. Подскажу одно очень простое. Посмотрите на кошку. Она на вдохе потягивается и напрягает всё тело. А на выдохе – ослабляет. Так и вы делайте. Энергии сразу прибавится. Подойдут и простые приседания, другие элементы гимнастики.
Питание… Оно должно давать углеводы. Глюкоза должна поступать в организм – для питания мозга.
С другой стороны, можно не заниматься никакими придумками, а обеспечивать организм привычным для него питанием. Не надо ничего менять в рационе, просто добавьте больше фруктов, овощей, воды. Это очень важно, потому что если водой не обеспечивать организм, в крови будут оставаться токсины.
– Некоторые считают шоколад панацеей… Съел шоколадку – и появилось «прозрение». На мой взгляд, это тоже далеко не всем подходит. А если человек шоколад не любит? Или не может есть из-за проблем с печенью?
– Шоколад? Если проблемы с печенью, это ещё и навредит! Да и вообще это на любителя. Есть, конечно, люди, которые считают, что если съел шоколад, то мозги лучше начинают работать. Но это больше самовнушение, по-моему.
В шоколаде есть жир, белки, глюкоза… Но если вы к нему ровно дышите, не любите, то и не надо себя им пичкать! Ещё раз говорю: перед экзаменами не надо сильно себя менять! То, что привычно вам, что вам нравится, то и ешьте. Всё должно происходить в обычном режиме. Просто витаминов побольше, да физзарядка не повредит.
– Говорят, что режим сна надо обязательно соблюдать в экзамены…
– Обязательно! А еще полезно писать шпаргалки. Но не применять их на экзамене! Человек очень хорошо запоминает информацию, когда у него работает визуальное восприятие (зрение), а также слух и руки (то есть он что-то записывает). Психологи установили: человек 60 процентов из всего потока информации запоминает зрением, 30 – слухом (аудио), и то, что пишет рукою – процентов 10. Но через две недели в сознании навсегда осядет только 10 процентов информации – только то, что было зафиксировано руками.
Лучший вариант – читать вслух, воспроизводить прочитанное (проговаривать материал) и затем записывать. Тогда информация уйдет из оперативной памяти в долгосрочную, осядет прочно в вашем мозгу.
– А для родителей что порекомендуете?
– Родители в этот период должны закрыть ребёнка от негативных эмоций. Самое главное – не давайте ему понять, что вы и сами переживаете, что сами возбуждены. Просто контролируйте его подготовку по времени, вводите режим. И не перегружайте! Всегда всё переводите на позитив.
– Как добиться концентрации внимания?
– Во время подготовки должна быть создана удобная обстановка. Чтобы ничего не отвлекало, никаких звонков, вопросов и обращений не по теме. На ЕГЭ, если заметили, даже если какая-то учительница приходит на каблуках, она старается не двигаться. Потому что это отвлекает, раздражает. На ЕГЭ обязательно отключают школьные звонки, чтобы не дай бог не зазвенело ничего. Тишина… Всё внимание – на задание.
– Как снять тревожность непосредственно перед экзаменом?
– Первое – перед экзаменом надо хорошо выспаться. Нормальный сон – девять часов. Второе условие – не опаздывать. Опаздывая, вы уже создаёте себе проблему, ввергаете себя в стресс. Поберегите силы. Рекомендуется приходить на экзамен минут за 30. Однако при этом не кидаться в книги, что-то выискивая. Всё, бесполезно! Мозг уже не воспринимает информацию. Не зря же говорят: перед смертью не надышишься. Не надо бояться. Соберитесь, расслабьтесь! Надо просто подождать того момента, когда ты спокойно сядешь и начнёшь решать.
Когда сдаёшь, есть несколько систем: как и что делать? Во-первых, надо все задания чётко прочитывать, от начала и до конца. И только потом приступать к выполнению. Почему? У каждого человека есть определённая информационная база. Прочитав задание, вы даёте сигнал мозгу, он начинает искать ответ в вашей внутренней «библиотеке». А если вы прочитали задание не до конца, то ответ придёт искажённым, неверным.
Приметы и самовнушение
– А если ученик не особо готов…
– Даже если ты не готов сдавать экзамены, есть одна вещь – интуиция. Она работает без вашего с ней взаимодействия. Сознание вдруг вытягивает откуда-то из своих глубин информацию, которую вы где-то когда-то слышали, она записалась на подкорку. Она сможет вам пригодиться! Нередко же происходит такое: троечник, который сидел на уроках и ничего не делал, сдаёт вдруг экзамены не хуже хорошистов и даже отличников! Почему? Да просто на интуиции. А отличники растерялись, ввергли свой организм в стресс, потратили свои силы на его преодоление, и как результат – тройка за ЕГЭ.
Вторая важная вещь – контролируйте время! Свой ответ не помешает спланировать. Допустим, у тебя на экзамен три часа. Значит, за полтора часа надо все задания пройти. А оставшиеся полтора часа – на проверку либо на дорешивание оставшихся заданий. Как правило, это самые сложные. Начинать всегда надо с лёгкого!
Про питание… Настойчиво рекомендую: обычная, привычная пища. Ничего экзотического. Иначе, опять же, ввергните организм в стресс, он будет тратить время на переваривание (или непереваривание чего-то необычного). Не зря же есть примета такая: пока экзамены не сдашь, нельзя ни бриться, ни постригаться; идти на экзамен следует в привычной, не суперновой одежде… Знаете почему? Дело в том, что как только вы постриглись, ваш организм начинает привыкать к этой новой системе. И он затрачивает очень много сил на это. Волосы – это вес, это определённая тепловая шуба. А вы вдруг изменяете причёску, значит, тепловая шуба исчезает. Организм начинает «думать»: в области головы стало холоднее, надо туда больше тепла направлять. Энергия растекается…
Так и с пищей. Пили вы всегда чёрный чай, вот и перед экзаменом выпейте такого чая. А не зелёного с жасмином, потому что якобы полезнее. Не надо дополнительной некомфортности организму!
И – больше дышать свежим воздухом, больше двигаться, не загружаться какими-то проблемами: «я не смогу», «не справлюсь», «не сделаю»... Все эти мысли отодвиньте! Наоборот, говорите себе: я справлюсь, смогу, сделаю!
Плюс самоконцентрация. Да, у меня есть определённая проблема, но я её решу в данный момент, на данной территории. Здесь и сейчас! А не думать о том, что будет со мной потом, если я, не дай бог, не справлюсь!
– Есть ещё проблема поведения после экзамена…
– Ученик выходит с экзамена и начинает судорожно проверять: всё ли он правильно написал, так ли он всё сделал? И, соответственно, начинает расстраиваться по этому поводу… Не надо этого делать! Такая информация перегружает организм. После того, как вы сдали экзамен, надо обязательно отдохнуть и хоть в чём-то доставить себе удовольствие. Погуляйте по парку, сходите к добрым друзьям, съешьте мороженое… Надо немного остыть!
Фото: Фото автора